На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Романенко
    У нас талантливый народ, главное цель и воля к победе и -  не вижу препятствийРостех создает ун...
  • igor vinogradov
    СЛАВА БОГУ..«Калашников» впер...
  • Misha Glusch
    вот человечищщщеее!Михаил Марголин: ...

Антон Поликарпов: «Для нас вопросы безопасности стоят во главе угла»

Руководитель направления информационных технологий Госкорпорации Ростех Антон Поликарпов стал гостем программы «Цифровизируй это» телеканала «ПроБизнес». Эксперт рассказал о роли, которую сегодня играют IT-технологии в повышении эффективности деятельности Госкорпорации, о работе по импортозамещению в этой сфере, о современных вызовах и задачах, с которыми столкнулись российские IT-компании, и своем видении путей по их решению.



— Какую роль IT играет в Ростехе?

— На текущий момент, согласно своей стратегии, компания повышает свою эффективность и планирует выйти на новые рынки, развивающиеся рынки, со своей гражданской продукцией. Это накладывает некоторые обязательства, в том числе на эффективность работы компании.

Например, выработка на одного сотрудника Корпорации за 2023 год (это отчет из 2023 года, в 2024-м будет позже) составила 4,3 миллиона рублей. Консолидированная выручка компании — 2,8 триллиона рублей, и почти 1 трлн из них — это гражданская продукция.

То есть мы идем семимильными шагами. Цифровые технологии, цифровая трансформация и другие IT-инструменты позволяют этого достичь.

— Вы работает в Ростехе 8 лет, для IT-отрасли, которая стремительно развивается, это серьезный срок. Что изменилось за это время?

— За время работы в Госкорпорации Ростех произошло действительно очень много. Изменилось само отношение к IT. Если раньше мы говорили об автоматизации, информационных системах, то теперь мы подходим к этому как к услуге.

У услуги есть параметры — качество, объем и, разумеется, стоимость, которые влияют в дальнейшем на принятие тех или иных решений. Изменение парадигмы подходов помогло нам сделать так, чтобы это работало эффективно, и это можно измерить. Также была проведена огромная работа по разработке различных методологий, в том числе процессных.

Мы, разумеется, пользовались различным мировым опытом, смотрели на работу других подобных компаний в мире и думали, как этот опыт применить к нам, понимая, что у нас специфика сильно отличается от мировой. Мы разрабатывали свои методологии, того же самого процессного управления в IT. В итоге, мы имеем ту методологию, которая действительно работает.

Помимо этого, мы применили новые подходы в проектном управлении, что позволило реализовывать целые программы проектов и внедрять большие информационные системы. Одна из самых известных — это АС ФЗД «Система финансово-закупочной деятельности». В этой системе порядка 50 тысяч пользователей, она работает на всех 800 предприятиях, которые входят в контур Корпорации. Система позволяет унифицировать процессы закупочной деятельности, управление ликвидностью и казначейскими операциями. Сейчас основная задача — перевести ее на импортозамещенные решения.

— Расскажите, как было принято решение о переходе с уже опробованных, проверенных западных решений на российские продукты? Наверняка оно было непростым.

— Ростех — огромная махина, крупнейшая машиностроительная компания в России. Она насчитывает более 800 предприятий. Мы работаем в таких отраслях, как авиация, оборонно-промышленный комплекс, композитные материалы, фарма, техника и другие, в том числе IT. Информационные технологии также являются продукцией нашей государственной корпорации.

Мы исполняем гособоронзаказ, также у нас исполнение стратегических и важных проектов гражданской продукции, например в авиации.

Поэтому, понимая важность тех задач, которые перед нами ставятся, мы должны понимать, что любые технологии, которые мы используем, должны прежде всего быть безопасными. Технологии, которые использовались ранее, действительно эффективны, они разрабатывались годами, в них вкладывались миллиарды долларов, ими пользуются по всему миру. К ним, конечно, вопросов, по большому счету, нет, но вопросы безопасности стоят во главе угла для нас. Поэтому, понимая, что существуют различные недокументированные возможности в этих продуктах, вплоть до передачи телеметрии в западные страны, при исполнении такого класса и уровня задач, которые стоят перед Корпорацией, мы обязаны исключить такие риски.

Вопросами импортозамещения мы озаботились гораздо раньше 2022 года, с 2016 года идем в эту сторону. Мы ориентируемся на реестр отечественного ПО Министерства цифрового развития. Выбираем из перечня те решения, которые нас наиболее удовлетворяют как в части безопасности, так и в части функциональности, производительности. Разумеется, экономический блок тоже важен.

— Вы сказали про реестр Минцифры. Думаю, что у такой корпорации, как Ростех, не может не быть собственных критериев, на которые компания ориентируется при выборе тех или иных решений. Что для вас важно при выборе IT-решения?

— Важно — чтобы решение работало. Опираться на старые функциональные технические требования довольно бессмысленно. Западные критерии не всегда совпадают с критериями отечественных продуктов. Сейчас крупные компании открывают свои центры тестирования для того, чтобы понимать, какие системы и оборудование есть на отечественном рынке, какие есть критерии. Мы идем по пути тестирования, апробации. Это дает понимание, какие решение применимы в нашем IT-ландшафте.

— Правильно ли я понимаю, что вы в том числе заставляете вендоров дорабатывать свои решения для того, чтобы применять в своей инфраструктуре?

— Вопрос доработки этих продуктов лег на заказчиков. Объясню почему. Производители формируют свои дорожные карты, исходя из собственного видения того, как применяется их продукт. Как заказчик с большим опытом работы в самых разных отраслях, мы видим разную специфику и разные сценарии применения того или иного ПО и оборудования. То есть мы видим больше, чем видит производитель. И мы вступаем в диалог для формирования дорожной карты развития его продуктов. Этот диалог не всегда простой, но обычно нам удается достичь общих подходов. Сейчас специалисты все меньше говорят о функциональном голоде и о том, что продукты не работают. Импортозамещенные решения действительно работают и действительно становятся аналогами распространенных иностранных решений.

Более того, мы, как крупнейший заказчик, считаем, что сыграли большую роль в том, чтобы эти продукты достигли требуемого в больших компаниях уровня функциональности.

— Смотрите ли вы на то, насколько хорошо вендор готов обучить ваших сотрудников работе со своим продуктом?

— Конечно, мы применяем большой интегральный показатель в процессе отбора решений. И, разумеется, это один из ключевых критериев. Потому что мы понимаем, что продукт новый, несмотря на то что он уже прошел у нас апробацию. Тех знаний, которые мы имеем на начальном этапе, еще мало. Поэтому мы уделяем этому особое внимание. Мы ставим понятные сроки, эти сроки всегда амбициозны. И мы тщательно следим за качеством обучения и качеством сертификации, в случае если она есть у этого вендора.

— Здорово. Напрашивается вопрос про техническую поддержку. Бывало ли такое, что вендор продает продукт, и продукт как будто бы хороший, но у заказчика не «взлетает» на его оборудовании, а ему отвечают: «Ребят, это ваши вопросы». Или купленный продукт не «дружит» с какой-то системой, а вендор говорит, что это не входит в его работу — «дружить» свои продукты с чужими. Сталкивались с таким?

— Требования к технической поддержке, конечно, тоже крайне важны. Но ни одно даже самое тщательно прописанное ТЗ не даст гарантии, что поддержка поможет в том или ином инциденте. Пока ты не начнешь взаимодействовать с вендором, не поймешь, будут ли они вовремя отвечать или не будут, смогут ли они выделять нужное количество людей на решение возникающих проблем или нет. Поэтому очень важную помощь здесь оказывает опыт других коллег. Общаясь на профильных конференциях, люди делятся опытом. И, действительно, знаю такие случаи, когда продукт функционально подходит, технически очень хороший, и вроде бы можно внедрять. Но при простейшем взаимодействии, даже на этапе апробации, заказчик понимает, что, скорее всего, производитель не вытянет те объемы, которые он предлагает. Например, у него в штате на техподдержку выделено всего пять человек, а крупных заказчиков у него — несколько. Если завтра заказчики начнут биться за эту техподдержку, получится странная картина: производителю придется выбирать, кто важнее, к примеру, Ростех или Росатом. Никому такое не нужно. Поэтому точных рекомендаций нет, но есть косвенные признаки, которые мы учитываем при выборе того или иного производителя.

— По вашим ощущениям, сейчас таких компаний, которые не готовы оказывать всестороннюю качественную техподдержку, стало меньше?

— Чтобы ответить, приведу пример. Пару лет назад на многих конференциях многие эксперты говорили: «У нас очень много операционных систем, 30 штук, перебор уже — хорош, ребят, зачем». Прошло два года, их осталось меньше, и мы понимаем, что выжили те игроки, которые сильные. И, наверное, на этом примере можно сказать, что рано или поздно останутся только сильные, которые готовы действительно и оказывать техподдержку, и обучать, и давать функциональность в нужный момент, и обеспечивать безопасность. Поэтому у меня достаточно позитивный настрой. Думаю, что через год все стабилизируется, мы будем видеть только те компании, которые способны конкурировать со своими коллегами.

— Можете назвать лучших представителей отечественного мира IT-вендоров?

— Это было бы неправильно по одной простой причине: мы используем огромное количество продуктов, можем кого-то забыть и обидеть. Например, в одних отраслях предпочитают одни операционные системы, в других — другие. До сих пор многие очень любят сравнивать с Microsoft. Мы уже давно про него забыли. Вот такого русского Microsoft пока мы не видим, но мы думаем, что он скоро появится. И когда он появится, тогда мы сможем, наверное, приводить его в пример.

— Вы дипломат, Антон. Тогда напоследок давайте чуть-чуть в визионерство ударимся. Что нужно исправлять вендорам для того, чтобы заказчики были более удовлетворены IT-продуктами? Какие ключевые проблемы остались, над которыми нужно работать?

— Ключевая проблема, о которой я не раз уже говорил, — это совместимость продуктов. Здесь впереди еще очень много работы. К сожалению, пока эти функции ложатся, в основном, на нас, на заказчиков.

Например, мы делаем большую автоматизированную систему. Она состоит из многих компонентов: это и средства защиты, и базовое программное обеспечение, и прикладное, и оборудование. И получается, что, когда заказчик собирает это все воедино, оно почему-то не работает. И заказчик вынужден локализовывать проблемы и предъявлять претензии производителю. Производитель, в свою очередь, может сказать: нет, проблема не в моем продукте. В итоге есть риск уйти в дикую бюрократию и не найти общий язык. Это не дает той эффективности, о которой мы говорим, горят сроки внедрения и импортозамещения больших систем. Это действительно является тормозом.

И здесь выход, наверное, один: вовлечение профильных ассоциаций — производителей ПО, оборудования — чтобы как-то эти вопросы урегулировать.

Но не всем можно сделать типовое решение. Крупным компаниям, как правило, хочется что-то свое. Поэтому необходим диалог между производителями, чтобы они делали какие-то, может быть, программы обратной совместимости друг с другом. Чтобы они понимали: если один выпустил новую версию продукта, то и другой должен протестировать на этой версии свой продукт. Чтобы это совместно работало, чтобы заказчик, применяя их продукцию, не испытывал сложности.

 

Ссылка на первоисточник
наверх