На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Misha Glusch
    да, были люди в наше время...Ефим Хайдуров, ге...
  • Наталья Романенко
    У нас талантливый народ, главное цель и воля к победе и -  не вижу препятствийРостех создает ун...
  • igor vinogradov
    СЛАВА БОГУ..«Калашников» впер...

Профессии Ростеха: инженер-конструктор в авиастроении

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Госкорпорация Ростех — это 800 научных и производственных организаций в 62 регионах страны, объединяющих почти 700 тысяч сотрудников, включая специалистов интересных, а порой уникальных профессий. Мы уже делились историями о таких профессиях, как испытатель оружия, промышленный дизайнер, маркшейдер, криптограф и многих других.

Наш сегодняшний герой — Данияр Баянов, инженер-конструктор первой категории отдела моделирования процессов сборки Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Здесь молодой человек занимается технологической проработкой электронной конструкторской документации, 3D-моделированием деталей и трехмерным проектированием рабочих процессов, проводит обучение по курсу «Изучение системы NX для работы с электронно-конструкторской документацией», а также участвует в наставнической деятельности. В прошлом году Данияр Баянов стал лауреатом третьей степени в конкурсе «Лучший молодой ученый Республики Татарстан» в номинации «Лучший молодой ученый в области производственной отрасли».


— Мой выбор специальности во многом был предопределен сочетанием технического и стратегического мышления, которое стало проявляться еще в школьные годы — именно тогда я осознанно выбрал физику для сдачи ЕГЭ, что впоследствии определило мой дальнейший образовательный путь в области технических наук.

Обучение в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А.Н. Туполева — КАИ по направлению, связанному с конструкторско-технологическим обеспечением машиностроительных производств, заложило прочный профессиональный фундамент и позволило сформировать глубокое понимание ключевых процессов отрасли.

После прохождения службы в армии я оказался перед выбором — продолжать развиваться в машиностроительной промышленности или связать свою карьеру с авиационной отраслью, которая всегда вызывала у меня неподдельный интерес. В итоге я решил присоединиться к команде Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова.

Работая на предприятии, я столкнулся с важной профессиональной проблемой: передача опыта и знаний молодому поколению специалистов, которая особенно остро ощущается в корпоративной среде. Любой инженер на производстве зачастую не обладает психолого-педагогической базой, и, как следствие, его компетенции в области обучения взрослых недостаточно сформированы. Именно этот практический вызов стал для меня отправной точкой для дальнейшего профессионального и научного развития — он сподвиг меня продолжить образование в магистратуре по направлению «Авиастроение», а затем поступить в аспирантуру по педагогическим наукам.

Темой моего научного исследования стала проблема развития готовности наставников к социально-педагогическим рискам в процессе внутрикорпоративного обучения стажеров в авиастроительной отрасли. Это позволило не только изучить теоретические основы наставничества, но и выработать практические инструменты эффективного обучения молодых специалистов на предприятии.

Сегодня я убежден, что современному инженеру, особенно в такой сложной и динамичной сфере, как авиастроение, крайне важны три опоры: сильная инженерная база, опыт работы с современными цифровыми инструментами и, безусловно, понимание психолого-педагогических основ передачи знаний. Ведь авиастроение — это не только чертежи, формулы и технологии, но и люди, их опыт и профессиональный рост. Именно развитие человеческого капитала — ключ к успеху любой высокотехнологичной отрасли.

Позиция инженера-конструктора в современном авиастроении требует широкой базы знаний — от глубокого понимания материаловедения, теории конструирования и производственных процессов до уверенного владения специализированным программным обеспечением для 3D-моделирования и электронного документооборота. Не менее важен опыт реализации проектов в составе мультидисциплинарных команд, позволяющий учитывать интересы смежных специалистов и конечных пользователей продукции.

Тем не менее на первый план выходит не только техническая эрудиция, но и так называемые soft skills: способность к коммуникации, наставничество, умение обучать и мотивировать молодых специалистов, анализировать и предупреждать социально-педагогические риски в наставнической деятельности. Современный инженер-конструктор должен не просто «делать чертежи», а выступать интегратором технических и образовательных решений, быть инициативным адаптером новых цифровых инструментов, ответственным наставником и мотивирующим лидером для развития высокотехнологичных производств.

В качестве инженера-конструктора первой категории отдела моделирования процессов сборки моя работа строится вокруг современных цифровых инструментов: компьютера, специализированного программного обеспечения, периферийных устройств для визуализации и печати проектной документации. Я осуществляю технологическое сопровождение и разработку модификации электронной конструкторской документации, проектирую 3D-модели деталей самолетов, прорабатываю сборочные процессы с применением современных инженерных программных комплексов.

Важной частью деятельности является организация и проведение корпоративного обучения сотрудников по внедрению электронных технологий проектирования. Особое место для меня занимает наставничество: я помогаю молодым специалистам адаптироваться, повышать свою квалификацию, передаю не только инженерные, но и социально-педагогические компетенции, что способствует формированию сильной, сплоченной команды специалистов предприятия. Для меня инженерная и наставническая деятельность неразделимы: только так можно обеспечить устойчивое развитие производства и кадрового потенциала.

Я дорожу всеми результатами своей профессиональной деятельности — будь то создание эффективных инженерных решений или организация корпоративной образовательной среды. Особой гордостью для меня стало призовое место (III место) в конкурсе «Лучший молодой ученый Республики Татарстан — 2024» в номинации «Лучший молодой ученый в области производственной отрасли», где я представил экспертной комиссии исследование на тему рисков наставничества на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Этот проект отличался междисциплинарным подходом: помимо инженерных аспектов, мне удалось впервые системно описать социально-педагогические риски в наставнической деятельности и создать авторскую технологию их диагностики и сопровождения.

Не менее значимым считаю признание моей работы на федеральном уровне: в 2023 году я был награжден благодарностью Российской академии образования за научные достижения в области воспитания и наставничества, а также стал сертифицированным участником и лауреатом II этапа конкурса молодых ученых РАО на соискание медали «Молодым ученым за успехи в науке». Отдельно хочу отметить, что научное исследование, представленное мной для участия в конкурсе, стало основой для внедрения инновационной системы подготовки специалистов-наставников, в том числе и за пределами нашей отрасли.

Кроме того, я горжусь тем, что являюсь автором серии научных публикаций в российских и международных изданиях. К числу значимых результатов моего исследования относится публикация монографии на тему «Социально-педагогические риски производственного наставничества и механизмы их предупреждения», а также разработка комплекса диагностического инструментария для оценки готовности наставников к социально-педагогическим рискам, официально зарегистрированного в Казанском федеральном университете под эгидой Управления инновационного развития. Практические результаты моей диссертационной работы уже внедрены на ряде предприятий и в образовательных организациях, что подтверждает актуальность и ценность выбранного направления исследований для развития наставничества не только в авиастроительной отрасли, но и в других сферах.

Считаю, что системная интеграция инженерных и педагогических компетенций, получившая одобрение экспертного сообщества РАО, открыла новые возможности для профессионального роста не только для меня лично, но и для моего коллектива, а также создала устойчивую базу для развития производственного наставничества на федеральном уровне.

В ближайшие годы намерен сосредоточиться на развитии методических и практических инструментов для совершенствования системы наставничества на промышленном предприятии. Вижу одной из ключевых задач создание индивидуальных траекторий развития наставников, учитывающих специфику их инженерной специализации, профессионального опыта и потребностей производства. Планирую внедрять современные цифровые решения, такие как системы мониторинга и анализа эффективности наставничества, в том числе с применением инструментов искусственного интеллекта и чат-ботов, для управленческого и педагогического сопровождения.

Отдельное направление — масштабирование разработанных технологий и тиражирование успешных практик на другие предприятия авиа- и машиностроительной отрасли. Не намерен останавливаться в профессиональном саморазвитии: продолжаю обучение в области IT на Fullstack-разработчика по программе переподготовки в Институте дополнительного образования АНО ВО «Университет Иннополис», чтобы оставаться максимально современным специалистом и интеграторoм новых подходов на стыке инженерии и педагогики.

Моей глобальной целью остается повышение статуса наставничества в промышленности и формирование устойчивой системы передачи профессиональных компетенций молодым специалистам, что напрямую влияет на конкурентоспособность и технологическую независимость всей отрасли.

Сегодня инженер-конструктор, обладающий не только глубокими техническими знаниями, но и педагогическими компетенциями, становится ключевой фигурой в развитии отечественной промышленности.

Сложность и технологическая насыщенность современных производств требуют специалистов нового типа — тех, кто способен быстро адаптироваться к цифровым трансформациям, внедрять инновационные решения, обучать и мотивировать молодую смену.

Перспективы профессии напрямую связаны с развитием высокотехнологичных производств, цифровизацией инженерной деятельности и необходимостью постоянной подготовки кадрового резерва, отвечающего вызовам времени. Я убежден, что в ближайшие годы значение профессии инженера-конструктора только возрастет: будет расти спрос на специалистов с интегрированным инженерно-педагогическим профилем, способных не только разрабатывать сложные технические системы, но и формировать культуру непрерывного профессионального развития на предприятиях. Это открывает широкие горизонты для реализации новых образовательных стратегий, развития корпоративных университетов и создания собственных авторских программ обучения в рамках реализуемых на производстве наставнических проектов.

 

Ссылка на первоисточник
наверх