На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Романенко
    У нас талантливый народ, главное цель и воля к победе и -  не вижу препятствийРостех создает ун...
  • igor vinogradov
    СЛАВА БОГУ..«Калашников» впер...
  • Misha Glusch
    вот человечищщщеее!Михаил Марголин: ...

«Грачи» прилетели: полвека первому полету Су-25. Часть II

Продолжение. Начало здесь.


Боевой путь самолета-солдата

Боевое крещение Су-25 принял в Афганистане. Штурмовики использовались в этой войне достаточно интенсивно. Вот только один боевой эпизод. В мае 1980-го пара Су-25 была направлена для оказания помощи пехоте, которая не могла войти в ущелье неподалеку от города Фарах.

Здесь находился мощный укрепленный район душманов. Получив боевую задачу, наши Су-25 стали вытворять то, чего не смог бы повторить ни один истребитель-бомбардировщик в мире. «Сушки» заходили с вершины горы и «ныряли» в ущелье, пикируя на противника с тыла! Душманы и предположить не могли, что их будут бить с этой стороны, и не позаботились о зенитном прикрытии данного направления. Три дня Су-25 планомерно и методично утюжили позиции моджахедов фугасными и бетонобойными бомбами, после чего наша пехота вошла в ущелье без единого выстрела.

Работы в Афганистане для Су-25 хватало. Кроме нанесения ракетно-бомбовых ударов, «Грачи» сопровождали колонны наших войск, производили минирование местности, совершая полеты на малой высоте и небольшой скорости. После появления у противника ПЗРК «Рэд Ай» и особенно «Стингер» машины были оборудованы усовершенствованной системой защиты от вражеских ракет.

174065731314662462.jpg
Послеполетное обслуживание Су-25 на одном из аэродров во время Афганской кампании

О живучести «Грачей» на той войне ходили целые легенды. Бывали случаи возвращения на свой аэродром самолетов, получивших попадание зенитной ракеты в один из двигателей. Порой крылатые машины приходили из боя буквально изрешеченные огнем стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов. Так, на одном Су-25 после возвращения из боя насчитали 165 пробоин!

Применение штурмовика в Афганистане доказало высокую боевую эффективность машины. За всю Афганскую войну «Грачи» выполнили 60 тысяч боевых вылетов, при этом было потеряно всего 23 самолета. В среднем на каждый потерянный штурмовик приходилось 2800 часов боевого налета. По этим показателям Су-25 значительно превосходил другие применявшиеся в Афганистане советские самолеты и американские самолеты периода войны во Вьетнаме.

Наш Су-25 высоко оценили и зарубежные военные специалисты. В середине 1980-х годов, когда между Ираком и Ираном разразилась кровопролитная война, большую партию наших штурмовиков закупил Ирак. Интересным представляется следующий факт: когда в день весь парк боевых самолетов Ирака совершал 1200 вылетов на боевые задания, на долю Су-25 приходилось 900. На той войне советский «Грач» выполнял всю основную боевую работу. И это несмотря на то, что у Ирана имелись достаточно мощные ЗРК «Хок» американского производства, которых не было у афганских моджахедов. Тем не менее известен случай, когда один Су-25 ВВС Ирака был поражен ракетой «Хок», но пилот сумел двести и благополучно посадить машину на своем аэродроме.

2072338_original.jpg
Су-25 ВВС Ирака

Поэтому не случайно советские штурмовики оказались востребованы во всем мире, в отличие от американского А-10, который состоит на вооружении только армии США, и каждый год рассматривается вопрос о снятии его с вооружения. Штурмовики Су-25 использовались ВВС Ирака в ходе операции «Буря в пустыне», но тут есть один важный нюанс. В СМИ до сих пор существует только американская версия тех событий, в которых армия США якобы легко и быстро победила армию Ирака. Сама же эта операция представляется американцами не более чем «легкая и веселая прогулка». Данных со стороны Ирака нет и по сей день, а они могли бы пролить свет истины и доказать, что не все так радужно и просто, как это выглядит в представлении заокеанских военных.

А наш «Грач» продолжал свой нелегкий боевой путь. После Афганистана Су-25 использовались в целой череде малых войн и локальных конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего Советского Союза. Штурмовики активно применялись в войнах на Кавказе, при наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, в боях с бандами международных террористов. Довелось «Грачу» повоевать и на Балканах — в середине 2001 года Су-25 ВВС Македонии (которые, кстати сказать, были проданы им украинской стороной) принимали участие в боях с албанцами.

Кроме Европейского континента советский штурмовик хорошо зарекомендовал себя и на континенте Африканском, что еще раз продемонстрировало всему миру потенциал и возможности, заложенные нашими конструкторами в этот самолет. Штурмовики Су-25 с конца 1980-х и в 1990-е годы использовались несколькими африканскими государствами и принимали участие в боевых действиях на территории Анголы, Чада, Конго, Эфиопии, Кот-д'Ивуара и Судана.

Sudanese_Air_Force_Sukhoi_Su-25_Onyshchenko-1.jpg
Су-25 ВВС Судана

В 2008 году «Грачи» участвовали в военной операции российских вооруженных сил по принуждению Грузии к миру и недопущению агрессии в отношении суверенной республики Южная Осетия. В ходе военных действий Су-25 применялись обеими сторонами, и российской, и грузинской. 

Помимо уже перечисленных стран, Су-25 находились на вооружении ВВС Чехословакии, Болгарии, Ирана, Эритреи и Мали. В настоящее время, кроме российских ВКС, «Грачи» продолжают летать в составе Военно-воздушных сил Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, КНДР, Перу и некоторых других стран и республик.

«Грач» сегодня

Крылатый бронированный штурмовик сегодня находится в боевом строю. «Грачи» наряду с другими машинами Воздушно-космических сил РФ обеспечивают проведение специальной военной операции на территории Украины. Многим знакомы кадры работы наших Су-25 в зоне СВО: машины подходят к цели на малой высоте, в определенной точке резко набирают высоту и осуществляют пуск НАР (неуправляемых авиационных ракет) по заданному району, после чего выполняют противозенитный маневр с отстрелом тепловых ловушек. Такой удар с кабрирования применяется в случае, если противник в данном районе обладает многочисленными средствами ПВО.

Всего штурмовиков Су-25 было выпущено немногим более 900 экземпляров. Вроде бы не так уж и много, но в то же время «Грачи» приняли участие практически во всех военных действиях конца XX — начала XXI века. Самолет имел несколько модификаций. Су-25УБ — двухместный учебно-боевой самолет, говоря авиационным языком — «спарка»; Су-25БМ — буксировщик мишеней; Су-25Т — боевая противотанковая модификация «Грача», оснащавшаяся прицельным комплексом «Шквал» и ПТРК «Вихрь»; Су-25УТГ — двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет для отработки взлета и посадки на палубу ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»; Су-25ТМ (Су-39) — модернизированный штурмовик с более совершенными прицельно-навигационными системами — комплексом «Шквал» и РЛС «Копье-25».

Russian_Air_Force_Sukhoi_Su-25_Beltyukov-1.jpg
Фото: Alex Beltyukov / wikimedia.org

В 2001 году была проведена программа модернизации штурмовиков Су-25 и Су-25УБ, состоящих на вооружении ВВС России. Модернизированные одноместные штурмовики были оснащены новым прицельно-навигационным комплексом, системой индикации с жидкокристаллическим дисплеем, в результате чего повысилась точность навигации и прицеливания. Самолеты получили обозначение Су-25СМ. Поставки таких штурмовиков были начаты в декабре 2006 года, всего было модернизировано более сотни боевых машин.

В настоящее время на вооружении ВКС Российской Федерации состоит еще более совершенная версия модернизированного штурмовика, отличающаяся установкой современного комплекса радиоэлектронного противодействия, она получила название Су-25СМ3. Главным же нововведением проекта «СМ3» является подсистема управления вооружением СВП-24-25 «Гефест». С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью. Проще говоря, обычная свободнопадающая бомба благодаря работе этого бортового комплекса превращается в высокоточное оружие. Система «Гефест», в которую закладываются координаты целей, путем сложного расчета по многим параметрам и характеристикам выдает летчику штурмовика необходимые данные для точного бомбометания — то есть подсказывает, на какой высоте, с какой скоростью в какую точку нужно выйти «Грачу», чтобы сброшенная им бомба точно поразила требуемую цель.

CombatTask2017-09.jpg
Выполнение задач по уничтожению объектов ПВО условного противника экипажами штурмовиков Су-25 960-го штурмового авиационного полка Южного военного округа. Фото: Минобороны РФ

Данная система применяется в настоящее время на многих отечественных ударных самолетах ВКС России. Другой вопрос, что не всегда в боевых условиях возможно выйти в указанную «Гефестом» точку для сброса боеприпаса по причине наличия у противника хорошо развитой системы ПВО. В этом случае выручает еще одна разработка отечественных специалистов — управляемый модуль планирования и коррекции, или сокращенно УМПК. Модуль навешивается на обычную свободнопадающую бомбу и в зависимости от высоты сброса и скорости самолета-носителя позволяет ей гарантированно поражать цели, находящиеся на больших дальностях, порядка 40-60 км. Самолет при этом не входит в зону действия вражеской ПВО. Комплекты УМПК могут навешиваться на свободнопадающие бомбы всех типов, начиная от двухсотпятидесятикилограммовых и заканчивая трехтонными.

Таким образом, несмотря на свой пятидесятилетний юбилей, штурмовик Су-25 в отставку уходить не собирается. Работы для него хватает с избытком. «Грач» по-прежнему находится в боевом крылатом строю, уверенно и эффективно выполняя возлагаемые на него боевые задачи. Очевидно, что в обозримом будущем штурмовик Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль.

 

Ссылка на первоисточник
наверх