На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Конева
    Как же наши чиновники медленно соображают!!! А еще медленнее делают! Ну прям черепахи ментальные! Это надо было делат...Учебный центр ака...
  • Наталия
    Вперед, коллега!Профессии Ростеха...
  • Misha Glusch
    да, были люди в наше время...Ефим Хайдуров, ге...

Небо по наследству: к 100-летию Алексея Туполева. Часть I

Главный конструктор Ту-144 Алексей Туполев рассказывает о конструкции самолета. Фото: АО «Туполев»

20 мая 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного авиаконструктора, Героя Социалистического Труда, академика Российской академии наук, доктора технических наук, профессора Алексея Андреевича Туполева.


Почему-то принято считать, что на детях гениев природа отдыхает. Так это или нет — вопрос сложный, но даже если взять вышесказанное за правило, то исключения из него обязательно будут. Одним из таких ярких исключений является жизнь, судьба и конструкторская деятельность Алексея Андреевича Туполева, замечательного советского и российского авиаконструктора, достойного продолжателя славной династии Туполевых, преемника своего гениального отца. 

В канун столетнего юбилея мы рассказываем о жизни и работе конструктора.

В начале была законцовка

Алексей Андреевич появился на свет 20 мая 1925 года в семье Андрея Николаевича и Юлии Николаевны Туполевых. С детства Алексея окружала атмосфера любви к авиации, и к своему совершеннолетию он не представлял себе другого жизненного пути, кроме как связанного с небом и самолетами. Конечно, свою роль здесь, безусловно, сыграл отец — Андрей Николаевич Туполев, авиаконструктор с мировым именем и один из организаторов советской авиационной промышленности.

15_1_1.jpg
Юлия и Андрей Туполевы — родители Алексея. Фото: АО «Туполев»

На юные годы Алексея тяжелый отпечаток наложила Великая Отечественная война. В 1941 году вместе с родителями и коллективом конструкторского бюро Андрея Туполева он эвакуируется из Москвы в Омск.

Именно здесь в 1942 году он оканчивает школу и поступает на работу в КБ своего отца. В то самое время на Омском авиационном заводе № 166 разворачивается производство новейшего двухмоторного самолета Ту-2. По основной специальности Ту-2 являлся фронтовым бомбардировщиком, но в дальнейшем, работая по данной теме, коллектив Андрея Туполева создал целое семейство модификаций на его базе. Ту-2 выпускался в вариантах пикирующего бомбардировщика, дальнего бомбардировщика, торпедоносца, разведчика, учебно-тренировочного самолета. Эта машина была признана авиационными специалистами как один из лучших фронтовых бомбардировщиков Второй мировой войны.

1_Prototip_103VS_na_territorii_zavoda_166_v_Omske_vesna_1942_g_.jpg
Прототип Ту-2 — самолет 103ВС на территории завода № 166 в Омске, 1942 год. Фото: интернет-музей российской авиации авиару.рф

Несмотря на молодость и отсутствие опыта, Алексей Туполев настоял на том, чтобы ему дали конструкторскую задачу. Дебютной работой вчерашнего школьника стало создание законцовки фюзеляжа бомбардировщика — ее решили делать из дерева с целью экономии металла. Алексей Туполев с первой своей конструкторской работой справился успешно. В трудные военные годы экономия металлов на производстве авиационной техники являлась первоочередной задачей, а уже на завершающем этапе войны, когда дефицит материалов был преодолен, Ту-2 выпускался в цельнометаллическом варианте.

Учеба в МАИ и первые серьезные проекты

В 1943 году КБ Туполева возвращается из эвакуации в Москву. Работа над совершенствованием Ту-2 продолжается. Кроме этого, в конструкторском бюро во второй половине 1940-х годов разрабатывается ряд других перспективных тяжелых многомоторных самолетов — Ту-4, Ту-80, Ту-85, а также идет работа по реактивным машинам. Проектируются и выходят на испытания первые советские реактивные бомбардировщики — «82», Ту-12, Ту-14, а также пассажирский лайнер Ту-70 и его десантный вариант — Ту-75. Для того чтобы максимально влиться в эту сложную, но очень интересную и крайне нужную работу, требуются фундаментальные знания. И для этого в 1943 году, только-только вернувшись в Москву, Алексей Туполев поступает в Московский авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Его он оканчивает успешно и в качестве распределения выбирает КБ Туполева.

Туполев-младший начинает работу уже как квалифицированный авиационный инженер в конструкторской бригаде Бориса Михайловича Кондорского. Бригада занималась тем, что осуществляла первичное проектирование будущих самолетов, ведя поиски оптимальной аэродинамической и общей компоновки проектируемых крылатых машин.

1a.Vtoroj-opytnyj-prototip-Tu-16-samolet-88-2.jpg
Второй опытный прототип Ту-16 — самолет с шифром «88/2». Фото: интернет-музей российской авиации авиару.рф

В 1949-50 годах именно бригада Бориса Кондорского начала проектировать легенду отечественной дальней авиации — бомбардировщик Ту-16. При проектировании этот самолет проходил в КБ под шифром «88». Это уже потом он станет многоцелевым боевым авиационным комплексом: ракетоносцем, разведчиком, самолетом-заправщиком и постановщиком помех. А проектировался он именно как бомбардировщик. В ходе работ по компоновке машины именно Алексей Туполев предложил компоновочный вариант установки двигателей самолета, который был принят к производству.

Несмотря на напряженный рабочий график, Алексей Андреевич продолжает учебу. В 1953 году он успешно защищает диссертацию и получает ученую степень кандидата технических наук. В 1955 году в небо поднялся первый советский реактивный пассажирский лайнер Ту-104, причем произошло это событие на фоне череды катастроф и снятия с эксплуатации английской пассажирской реактивной машины De Havilland DH.106 Comet и задержки с вводом в эксплуатацию американского пассажирского лайнера Boeing 707. В создании отечественного пассажирского реактивного первенца Алексей Туполев также принимал самое непосредственное участие уже как начальник бригады компоновки и первичного проектирования. На этом посту он сменил Бориса Михайловича Кондорского.

Руководитель нового направления

Сегодня мы переживаем бум беспилотной авиации. Беспилотные летательные аппараты совершили революцию в мире авиационных технологий и особенно в военном деле. Сегодня представить как отдельное поле боя, так и целый театр военных действий без этих аппаратов абсолютно невозможно. В то же время с чувством гордости за советских авиационных специалистов отметим следующий факт. Отечественная массовая беспилотная авиация родилась и начала развиваться в 1950-60-е годы в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева, а непосредственным руководителем и главным конструктором этого направления являлся Алексей Андреевич Туполев.

В 1956 году КБ получает особо важное задание. Ему поручается создание боевой беспилотной техники для полетов в широком диапазоне скоростей, включая сверхзвуковые режимы полета. Андрей Николаевич, безусловно, понимал, что это абсолютно новое во всех отношениях направление нужно дать в руки молодым специалистам. Он поручает это важное дело Алексею Андреевичу.

R69nHuUashhYBugaBGPTCtsmyDwDaQB7rbQQrsqN.jpg
Алексей Туполев со своим отцом Андреем Туполевым. Фото: АО «Туполев»

Задача оказалась сложной, она потребовала привлечения широкого круга новых отраслей промышленности и научно-исследовательских институтов страны. Технические требования к компоновке и конструкции этих крылатых аппаратов существенно отличались от задач, ранее решавшихся КБ — длительный нагрев, автоматическое управление, использование широкой номенклатуры специального разведывательного оборудования, широкий диапазон скоростей, новый тип старта с ускорителем, другие типы двигательных установок и т.п. Для этого в КБ Туполева сформировался отдел «К», в котором под руководством главного конструктора Алексея Туполева был создан целый ряд беспилотных авиационных разведывательных систем. Особо отметим, что большинство разработанных беспилотников Алексея Туполева успешно прошли государственные испытания, были приняты на вооружение и выпускались серийно.

Первым таким аппаратом стал Ту-123 (его прототип — Ту-121), затем его сменил усовершенствованный Ту-139. Если «сто двадцать третий», заканчивая выполнение боевой задачи, выходил в заданный район, сбрасывал на парашюте контейнер с разведматериалами, после чего совершал жесткую посадку и для повторного применения уже не годился, то Ту-139 представлял собой многоразовый разведывательный реактивный БПЛА, который приземлялся в заданном районе с помощью парашютной системы.

2.Tu-123-YAstreb-na-transportno-startovoj-ustanovke-ST-30..jpg
БПЛА-разведчик Ту-123 «Ястреб» на транспортно-стартовой установке СТ-30. Фото: интернет-музей российской авиации авиару.рф

Затем последовала серия более компактных беспилотных аппаратов Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж». Они отличались малым миделем (сечением), широким диапазоном центровок и простотой в эксплуатации. Как уже говорилось, эти БПЛА успешно прошли испытания и были приняты на вооружение ВВС Советского Союза. Крылатые реактивные самолеты-роботы состояли на вооружении отдельных полков и эскадрилий беспилотных самолетов-разведчиков.

Работы по их совершенствованию продолжались. Но пришли 1990-е годы, и ввиду отсутствия государственного финансирования перспективные работы по боевым беспилотникам пришлось прикрыть. К огромному сожалению, в годы развала Советского Союза беспилотные подразделения одними из первых попали под сокращение, и отечественные ВВС оказались отброшены назад в таком перспективном и очень важном для обороноспособности страны направлении, как беспилотные авиационные системы. Но эти события уже происходили без участия Алексея Андреевича Туполева. Создав с нуля Конструкторское бюро беспилотной авиации, он передал дело своим подготовленным ученикам и последователям, а сам начал заниматься темой сверхзвуковых пассажирских полетов.

Продолжение следует...

 

Ссылка на первоисточник
наверх