На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

141 подписчик

Свежие комментарии

  • Vladimir Godunov
    Ростех и МГТУ им....
  • Владимир Самборский
    Вот бы что-то такое для борьбы с беспилотниками...Ростех выводит на...
  • Наталья Конева
    Как же наши чиновники медленно соображают!!! А еще медленнее делают! Ну прям черепахи ментальные! Это надо было делат...Учебный центр ака...

МиГ-29. Надежная «Точка опоры». Часть II

Фото: РСК«МиГ»

Продолжение. Начало здесь

Летная жизнь «МиГа»

Серийный выпуск МиГ-29 начался в 1982 году. Как известно, наша авиационная техника в классификации НАТО получает специальные кодовые обозначения, которые зачастую не имеют смысловой составляющей, но в соответствии с принятыми правилами такая система обозначений существует и по сей день.

Согласно ей, все наши тяжелые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы, а также специальные самолеты на их базе имеют обозначения, начинающиеся на букву В, от английского bomber — бомбардировщик. Транспортники обозначаются словами на букву С, от английского cargo — транспортный, вертолеты — словами на букву Н — helicopter, вертолет и т.д. Что же касается истребителей, то для них все кодовые названия начинаются с буквы F, fighter, и если в отношении некоторых наших истребителей слова брались буквально «с потолка», лишь бы только начинались на букву F, то с «двадцать девятым» история совершенно другая. Наш МиГ-29 получил в НАТО уважительное и грозное обозначение Fulcrum, что означает «точка опоры».

MiG-29SMT_(3861866154).jpg
МиГ-29СМТ. Фото: Carlos Menendez San Juan / wikimedia.org

Машину очень тепло приняли в наших ВВС, хотя первоначально эксплуатация «двадцать девятых» преподносила неприятные сюрпризы — случались отказы, аварии и даже катастрофы. Но это закономерный процесс избавления нового самолета от «детских болезней». Он неизбежен, и его проходит каждая новая машина. Интерес летного состава к новому «МиГу» был столь большим, что наши летчики, узнавая о будущем перевооружении их частей на новые «МиГи», всеми правдами и неправдами пытались остаться в своих полках, даже несмотря на то, что им предлагали повышение по службе и перевод в другие, более благоустроенные гарнизоны.

МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в воздухе в оперативно-тактической зоне и для поражения наземных целей с применением неуправляемых средств поражения в простых и сложных метеоусловиях. Освоение «МиГа» и перевооружение на него наших ВВС пришлось на середину и вторую половину 1980-х годов. Несмотря на трудные времена, которые наступили уже в начале 1990-х годов, «двадцать девятые» сумели не только занять достойное место в боевом строю, но и активно шли на экспорт. В разное время МиГ-29 приняли на вооружение военно-воздушные силы Кубы, Бангладеш, Индии, Монголии, Северной Кореи, Мьянмы, ГДР, Югославии, Польши, Алжира, Судана, Египта, Ирана, Сирии, Йемена, Ирака, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Малайзии, бывших республик Советского Союза и некоторых других стран. Машина продолжала совершенствоваться, разрабатывались новые модификации и варианты. Отметим лишь наиболее известные из них.

Bars-2017part1-04.jpg
МиГ-29УБ на этапе совместных российско-сербских летно-тактических учений «БАРС». Фото: Минобороны РФ

— Учебно-боевой двухместный истребитель МиГ-29УБ, «спарка», предназначен для обучения, ввода в строй, поддержания классной квалификации и летных навыков, совершенствования уровня подготовки летного состава. «Спарка» имеет примерно равные боевые возможности с обычным «МиГом», уступая ему по боевой эффективности на 30-35% из-за отсутствия бортовой РЛС.

— МиГ-29М — глубоко модернизированный вариант, оснащенный более мощными двигателями РД-33К с тягой на форсаже 8800 кгс и цифровой системой управления. Он стал первым в мире многофункциональным истребителем, способным с высокой эффективностью действовать как по воздушным, так и по наземным или морским целям. Многие узлы и агрегаты изготовлены из композитных материалов. Самолет оснастили новой БРЛС Н010 с режимами работы по земле и улучшенными характеристиками работы по воздушным целям, кардинально усовершенствованной оптико-электронной системой, способной обеспечить применение ракет с лазерными головками самонаведения по наземным целям. Информационно-управляющее поле кабины пилота впервые в СССР составили многофункциональные электронные индикаторы — появилась так называемая стеклянная кабина. Для повышения боевой мощи количество точек подвески увеличили до девяти, масса боевой нагрузки возросла до 4,5 тонн. Расширился арсенал как управляемого, так и неуправляемого оружия, включая противокорабельные ракеты Х-31.

Морской защитник МиГ-29КМиГ-29К. Фото: РСК «МиГ»

— МиГ-29К — палубный истребитель, созданный на базе МиГ-29М. В целом степень унификации этих машин оценивалась в 80-85%. Самолет предназначался для авиационного прикрытия корабельных соединений. 1 ноября 1989 года палубный вариант истребителя МиГ-29К, пилотируемый летчиком-испытателем Токтаром Аубакировым, произвел успешную посадку, а затем первым в нашей морской авиации взлетел с палубы нового тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (сегодня корабль носит название «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В конструкции корабельного «МиГа» увеличена доля композитных материалов, консоли крыла сделаны складными, усилено шасси, установлен тормозной гак, а также применена более серьезная защита самолета от внешних воздействий окружающей среды. Также МиГ-29К имеет оборудование для дозаправки топливом в полете.

— МиГ-29СМТ — наиболее глубокая модернизация машины, которая превратила ее в многофункциональную. Увеличена емкость топливных баков, за счет чего несколько изменились внешний вид и обводы истребителя — появился увеличенный гаргрот (обтекатель) за кабиной. Также на машине устанавливается штанга для дозаправки топливом в полете. Для МиГ-29СМТ был создан оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс, который строился по принципу открытой архитектуры на основе двукратно резервированной центральной вычислительной системы с мультиплексными каналами информационного обмена (шина стандарта MIL-STD-1553B). Это позволило внедрять в его состав новые системы российских и зарубежных производителей по желанию заказчика. МиГ-29СМТ оснащен новой многорежимной БРЛС «Жук-МЭ» с щелевой антенной решеткой. По сравнению со станциями предыдущего поколения она имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.

Эксплуатация и боевое применение

Местом триумфа для новых «МиГов» стала Азия. В Корее, над Индостаном и во Вьетнаме машины ОКБ А.И. Микояна сумели навязать бой американцам и их союзникам, превзойти их и получить всемирную славу. Одним из самых больших парков МиГ-29 обладает Индия, в том числе с примерами удачного боевого применения. Поэтому мнение их военных специалистов о нашем истребителе представляется довольно интересным. Вот одно из них, принадлежащее первому капитану индийских ВВС, летающему на «двадцать девятом» с 2003 года: «Что сказать о русских машинах? Летаю на „МиГе“ уже много лет. В том числе и над Кашмиром. Функционально наша версия „МиГов“ сильнее исламабадских „Фалконов“. Сейчас „МиГи“ модернизировали, и теперь разбег самолета стал короче. Он маневренный и очень быстро набирает высоту. С него очень удобно атаковать вражеские истребители. Много появилось полезных возможностей для летчика. К примеру, мультидисплей с большим количеством функций. Отличные ракеты РВВ-АЕ (экспортная модификация ракет Р-77). Радар теперь лучше определяет цели. МиГ-29, модификации UPG — вполне современный самолет, хотя часть наших „МиГов“ выпущена еще в середине 1980-х. Настоящее „копье богов“. Пакистанские Ф-16 нас боятся и в бой предпочитают не вступать».

Selfsacrificers_of_the_Sanctuary_of_Velayat_VII_Day_1_08.jpeg
МиГ-29 ВВС Ирака. Фото: Mehr News Agency / wikimedia.org

Отличились «двадцать девятые» и на Ближнем Востоке. В 1991 году во время конфликта в Персидском заливе МиГи-29 состояли на вооружении ВВС Ирака. Ни один «МиГ» не был сбит в ближнем воздушном бою, зато пилотам, летавшим на этих машинах, удалось уничтожить несколько истребителей многонациональных сил (в том числе как минимум один «Торнадо» английских ВВС). «МиГи» применялись в конфликтах на Балканах и в Приднестровье, в основном для атаки наземных целей, реже для перехвата противника в воздухе. В дальнейшем, после объединения Германии, когда бывшие гэдээровские «МиГи» попали в люфтваффе, ВВС НАТО провели несколько учебных боев МиГ-29 с западными машинами F-15С, F-16С и Mirage 2000С, в ходе которых «МиГи» убедительно продемонстрировали свое преимущество. Вот что сказал относительно летных качеств «МиГа» командир 731-й эскадрильи Манфрид Менге: «В „МиГе“ есть практически все, что нужно для завоевания небольшого участка неба. Это лучший самолет, на котором я поднимался!» В 2008 году в ходе операции Российской армии по принуждению Грузии к миру наши МиГ-29 успешно выполнили боевую задачу — взяли под полный контроль воздушное пространство Южной Осетии.


МиГ-29 дня сегодняшнего и перспективы

МиГ-29 наряду с Су-27 стали, без преувеличения, лучшими истребителями четвертого поколения в мире. В рамках новой концепции руководство российских ВВС (с 2015 года — ВКС) сделало выбор в пользу более дорогих, но при этом многофункциональных истребителей ОКБ им. Сухого. «МиГи» также оставались на вооружении. Однако боевые конфликты последних лет показали, что наряду с авиапарком тяжелых многоцелевых боевых машин требуется иметь массовый, легкий, недорогой, несложный в пилотировании и обслуживании, но в то же время достаточно эффективный самолет-истребитель.

d5ba25726eb377b73787fcb383281846.JPG
МиГ-35. Фото: РСК «МиГ»

Именно такой машиной является сегодня истребитель МиГ-35 — достойный наследник «двадцать девятого», новая боевая машина поколения «4++», созданная в прославленном ОКБ и являющаяся дальнейшим развитием МиГ-29. Нужно сказать, что в США никогда не стоял вопрос о наличии в ВВС легкого массового истребителя. Американский F-16, «одноклассник» и вероятный противник нашего МиГ-29, до сих пор состоит на вооружении и продолжает совершенствоваться, причем не только в ВВС США, но и в большом количестве других стран. Можно возразить, что в нашей стране разработан новый легкий истребитель Су-75 Chekmate. Но он пока существует лишь в виде полноразмерного макета, а такой истребитель, по мнению многих специалистов, нужен нашим ВКС уже сейчас. Тем более что МиГ-29, отмечающий в этом году 48 лет со дня своего первого полета, еще не до конца раскрыл все резервы и возможности, вложенные в его конструкцию создателями этого легендарного отечественного самолета.

 

Ссылка на первоисточник
наверх