На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

#НашКраш-7: какой бронешлем крепче – натовский или российский

В новом выпуске проекта #НашКраш мы протестировали пять бронешлемов на соответствие классам защиты Бр1 и Бр2. Для испытаний были выбраны четыре шлема натовского образца и титановый «Барс-Л», разработанный в НИИ cтали концерна «Калашников».

Какие из касок выбыли после первого выстрела, какие дошли до финала и какой образец амуниции выбился в лидеры по своим защитным качествам – смотрите в видео.

А в послесловии один из разработчиков «Барс-Л», руководитель отдела структурных схем защиты НИИ cтали Дмитрий Чумаченко рассказал военному журналисту Алексею Егорову о преимуществах российского бронешлема.


− Что конкретно выдержал этот шлем? Давайте еще раз закрепим наши результаты.

− Этот шлем выдержал выстрел АПС (пистолет Стечкина) с дистанции 5 метров. Это патрон 9х18. Также он выдержал выстрел 9х21 с дистанции 5 м. Это пистолет Сердюкова (СР-1 «Гюрза»).

− Ни одного сквозного пробития. В первом случае небольшой, еле заметный бугорок. Во втором случае два бугорка размером побольше. Считается, мы испытания прошли?

− Да, это считается положительным испытанием. С точки зрение ГОСТа полное соответствие стандарту класса защиты Бр2.


− Давайте посмотрим на наш стол. Не просто так мы принесли сюда этот шлем. Наверняка вы видели наших доблестных представителей спецподразделений, которые входят в самые опасные места. Я помню штурм Беслана, штурм «Норд-Оста». Это всё вот этот шлем?

− Да, это штурмовой шлем «Рысь-Т», стоящий на вооружении. И он стал основой для разработки бронешлема «Барс-Л». По структуре защиты это его полная копия, только в уменьшенном виде и другого размера. Это все тот же титановый шлем.

− Толщина слоя, структура подложки?

− Всё соответствует этому бронешлему.

− Я уже примерял этот шлем. Для штурма он, наверное, хорош, но на каждый день… Вес его?

− Более 4 кг. Если быть точным, 4,3 кг.

− Тогда мы говорили, что это самый мощный шлем, созданный в нашей стране.

− Да, всё верно. Это самый мощный шлем.

− Но и при этом тяжелый. Для сравнения: главный герой наших сегодняшних испытаний…

− Этот менее 2 кг.

− И давайте добавим, что название этого шлема − «Барс-Л», что означает «легкий».

− А это «Рысь-Т», что означает «титановый».

− Я думал, «тяжелый».

− Можно и так сказать. По сравнению с этим он тяжелый.

1.jpg

− Давайте сейчас достанем тот шлем, который занял второе место. Очень достойно себя проявил.

− Данный бронешлем – это ACH производства Филиппин. Он поставляется на вооружение армии НАТО. Данный шлем очень неплох, но в то же время, хочу отметить, для натовского стандарта NIJ. То есть у нас ГОСТ, у них стандарт NIJ.

− В чем отличия?

− В средствах поражения. Пули, осколки – у всех все разное. Разные скорости, разные формы, разные сердечники, ну и поражающие элементы все разные.

− Мы говорили, наш стандарт Бр1, Бр2. Этот натовский. Он чему соответствует?

− Здесь указано III-A NIJ. NIJ − это стандарт, III-A − это класс защиты. В нашем мы можем это отнести между Бр1 и Бр2, как показывает опыт.

− Получается, он своему стандарту соответствует?

− Своему стандарту он соответствует полностью.

− То есть здесь нам повезло. Мы купили не какую-то подделку, а родной натовский шлем?

− Самый настоящий, да.

− Единственный вопрос: где Филиппины и где НАТО?

− Данный шлем разработан на Филиппинах, но они здесь не являются изготовителями.

«Барс-Л». Фото: АО «Концерн «Калашников»

− Почему вы не пошли таким путем? Взяли за основу титан, а не полимерный композит.

− Дело в том, что НИИ стали более 80 лет на рынке в сфере бронезащиты. У нас свой путь, своя история. Все мы знаем «Алтын», все мы знаем «Рысь-Т», это прародители шлемов. Поэтому мы идем своим путем. Мы в этом уверены, и мы знаем, что за этим будущее рано или поздно. Кроме того, хотелось бы отметить наличие титана в России в неограниченном количестве. Соответственно, у нас поле деятельности достаточно широкое.

− От себя отмечу, что в бронежилетах НИИ стали ходили не кто-нибудь, а главы нашего государства – Горбачев, Ельцин. В тяжелые революционные 1990-е годы под рубашку, под костюм скрытники у них всегда были.

− Именно так, ниисталевские. Кроме того, первый советский жилет был разработан именно в НИИ стали.

− Это какие были годы?

− Еще в Афганскую войну, в 1980-е годы.

− Возвращаясь к тому, о чем вы сказали. Титан. В чем сложность изготовления такой формы?

− Все мы знаем твердость, прочность титана. Здесь же процесс изготовления построен таким образом, что из цельного листа тянут корпус, скорлупу. Это цельнотянутый корпус. И по всей его площади у него одинаковая толщина.

− То есть нет такого, что вот здесь потоньше, здесь потолще?

− Нет. Именно так, он полностью однородный. За счет этого скорлупа получается прочная. Вытянуть такую скорлупу – достаточно сложный, трудоемкий процесс.

3.jpg

− А кроме вас в мире еще кто-нибудь делает такие титановые шлемы?

− Есть еще одна австрийская компания, производит шлем Ulbrichts. Но, как мы все знаем, его получить достаточно сложно, практически невероятно, и стоит он очень больших денег. Наш продается в свободной продаже, его может заказать любой желающий. На сайте НИИ стали все доступные контакты есть. Цена вопроса – около 100 тыс. руб.

− Дайте оценку как специалист: это много или мало?

− Я считаю, за такой хороший шлем это достаточно адекватная цена. Это не очень много.

− Помимо самой титановой платформы, мы видим, что изнутри на этом шлеме, где мы сняли поролоновую подложку, идет подклейка. Из чего?

− Это композитный подпор, изготовленный из арамидной ткани. Он выполняет защиту титана. При пробитии титановой корки подпор не дает полностью раскрыться титану и проникнуть пуле дальше и глубже. Это его основная функция.

− То есть здесь сейчас у нас сидят две пули?

− Именно так, и функцию свою подпор выполнил на все 100%.

− Честно говоря, когда я увидел вот эти две пробоины, я подумал: ну всё.

− Это нормальная работа титана. Именно так и предполагалось. Мы с вами видели на выстрелах именно в боковую часть: здесь сердечник патрона и рубашка разрушаются, рикошетят и уходят в стороны. Кроме того, основная задача титановой корки − как раз-таки остановить кинетическую энергию, чтобы она ушла в ноль и патрон застрял в самой титановой корке. Кроме того, этим подпором композитным мы обеспечиваем дополнительную защиту для того, чтобы пуля осталась именно там и не вышла за пределы.

− Кстати, в этом смысле интересно посмотреть на шлем, который занял третье место. Вот смотришь на него, и кажется, что чуть-чуть зашпаклюешь его и еще кому-то могу его толкнуть. А между тем, давайте еще раз покажем, где у нас сквозные пробития. Как в эту дырочку прошла 9-мм пуля?

− Материал расширился, а после проникновения пули материал назад схлопывается. Потому что у него сверху резиновое покрытие. Данный шлем сделан из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Мы с вами видели огромную запреградную травму. Он практически смялся, как футбольный мячик. То есть контузионное воздействие однозначно приведет к смерти.

− Он сжался так, что первая мысль была: не дай бог там свою голову увидеть.

− Именно так. Но что хочется отметить – данных шлемов очень много на российском рынке, и пользователи выбирают за счет цены данное изделие, пренебрегая своей защитой. Это очень сильно настораживает.

2 (3).jpg

− Правильно я понимаю, что из всех тех пяти шлемов, которые мы сегодня испытывали, настоящему Бр2 соответствует только ваш?

− Да.

− Остальные – не Бр2?

− Да, это все Бр1 плюс, назовем их так.

− Обратите внимание, когда мы их покупали в интернете, на каждом из них писали Бр2. Ну ладно, здесь какой-то частник продавал, нас обманули. Но здесь фирменные изделия. Я понимаю, что кто-то там закрывает глаза, натовский стандарт переводит на наш российский Бр2. Но вот это все − не Бр2. Кстати, Бр3, Бр4, дальше что бывает?

− Бывает Бр3, Бр4, Бр5 и даже Бр6.

− Бывают шлемы, которые держат?

− Существуют шлемы, которые Бр5 держат, но там такая запреградная травма и такая кинетическая энергия, что голова на месте вряд ли останется.

− Что держит Бр5, например?

− Винтовку СВД с 10 метров.

− А смысл такого шлема? Я так понимаю, это не то что кувалда влетела в голову…

− Может быть, это больше маркетинговый ход. Возможно, так.

− Возвращаясь к вашему изделию «Барс-Л». Правильно я понимаю, что все-таки основная статистика защитной функции – это защита от осколков гранат и вообще прилетающих осколков?

− Вернусь к испытаниям, которые мы ранее проводили. Вы видели здесь, какое имеет рикошетное свойство именно титан. И можно сказать, что титановая корка очень эффективна к осколкам естественного дробления. Мы неоднократно испытывали взрывом гранаты данные шлема, то есть взрывали вблизи, и видели, что все основные осколки либо сминались, оставались на поверхности, либо рикошетили и уходили в сторону.

− Если я надеваю на голову этот шлем, сюда прилетают осколки это какая граната и с какого расстояния?

− Граната Ф, он выдержит 100%, все осколки соберет. Скорость разлета осколков от эпицентра взрыва гранаты − это 730 м/сек. То есть на дистанции 1 метр шлем однозначно защитит и все осколки соберет.

− Мы обсудили титановую составляющую, обсудили внутренний полимерный подпор. Насколько важно иметь поролоновую начинку?

− Это очень важный фактор, чтобы эта поролоновая начинка выполняла свою функцию на все 100%, потому что запреградное воздействие после воздействия пули очень велико. Опять же возвращаемся вот к этому шлему. Мы с вами видели после воздействия пули, как проминается шлем и как это воздействие сказывается на пользователе. То есть именно эти подушки позволяют смягчить и загасить вот эти воздействия шлема.

2024-06-24_17-12-24.png

− Известны случаи, когда такой титановый шлем спасал кому-то жизнь?

− Да, был реальный случай. К нам обращался человек, которого шлем спас от автоматной пули с мягким сердечником. То есть ее отрикошетило, и боец остался жив. Таких случаев я знаю два. Один случай – это знакомый человек, который и по сей день служит в СОБРе. Другой человек – это наш заказчик. Они заходили на адрес, там пропустили группу, и террорист начал стрелять сзади по головам из автомата, и именно титановый шлем спас жизнь бойцу. Пуля попала, произошел тот же самый рикошет, и за счет рикошета чуть-чуть пробило титановую корку и вышло с другой стороны. Но подпор выполнил свою функцию на 100%, бойцу только поцарапало голову, и он остался жив.

− Сейчас они заказывают у вас шлемы?

− Сейчас заказали несколько десятков штук для спецотряда. Ожидаем выполнения заказа.

− Что сейчас еще интересного разрабатывает НИИ стали?

− Сейчас у нас разработано новое изделие – противоосколочное одеяло «Эгида». Данное одеяло испытано, помимо АПС, пистолетной пули, еще и гранатами Ф-1, РГН.

− То есть это одеяло тоже защищает?

− Именно. Но его основная цель – это осколок.

− Надеюсь, когда-нибудь мы сделаем выпуск НашКраш и про это изделие.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх