Фото: пресс-служба Министерства обороны РФ
В первый день июня наша страна отмечает День Военно-транспортной авиации (ВТА). Организационно ВТА входит в состав Воздушно-космических сил и выполняет большой комплекс важнейших задач. К основным из них относятся перевозка военной техники, личного состава, боеприпасов, вооружения и других грузов военного назначения.
Кроме этого, с самолетов ВТА производится десантирование подразделений ВДВ, транспортная авиация участвует в срочной переброске по воздуху крупных воинских формирований, оказывает помощь при эвакуации раненых из зоны боевых действий и решает множество других задач. Также российские военно-транспортные самолеты задействуются в миротворческих и гуманитарных миссиях, работают в зонах стихийных бедствий, принимают активное участие в спасательных операциях по ликвидации последствий техногенных и природных катастроф.
Опытный «воздухо-десантный» отряд
Начало военно-транспортной авиации было положено 1 июня 1931 года, когда в Ленинградском военном округе для обеспечения парашютного десантирования подразделений, а также перевозки личного состава, военной техники и вооружения был сформирован опытный воздухо-десантный отряд. Он был небольшим по численности и включал 12 тяжелых двухмоторных бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) конструкции А.Н. Туполева и 10 многоцелевых самолетов-бипланов Р-5 конструкции Н.Н. Поликарпова. Конечно, с учетом специфики поставленных перед отрядом задач самолеты были модернизированы.

Туполев ТБ-1. Фото из коллекции Рэя Вагнера / wikimedia.org
Первый отряд был скорее опытно-экспериментальным подразделением, в котором отрабатывались вопросы боевого применения транспортных военных самолетов.
Впоследствии уже на более тяжелых четырехмоторных машинах ТБ-3 (АНТ-6) были опробованы не только выброска парашютистов-десантников, но и перевозка легкой боевой техники (бронеавтомобилей Д-8, ФАИ, легких пушек, танкеток Т-27 и легких танков Т-37, Т-38) на внешних подвесках под фюзеляжем. Осенью 1935 года на маневрах Киевского военного округа с военно-транспортных самолетов был выброшен многотысячный парашютный десант и осуществлена переброска легкой военной техники по воздуху с посадкой на захваченные десантом аэродромы условного противника.Военно-транспортная авиация в годы войны и в послевоенный период
В годы Великой Отечественной войны такого отдельного вида авиации, как военно-транспортная, еще не существовало. Перевозки в интересах Красной армии осуществлялись переделанными бомбардировщиками устаревших моделей типа ТБ-3, СБ/АНТ-40, многоцелевыми самолетами По-2, Р-5, Р-6, ТБ-1, пассажирскими машинами АНТ-9, ПР-5, АНТ-35, Ли-2. Они использовались для высадки воздушных десантов в тылу врага, перевозок личного состава, боеприпасов и вооружения, эвакуации раненых и больных, снабжения партизанских отрядов.
В условиях той войны авиация являлась зачастую единственным средством, обеспечивающим жизнедеятельность и обороноспособность в осажденных противником городах и поддерживающим боеспособность наших войск, попадавших в окружение. О роли авиации как воздушного транспорта в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что для решения транспортно-десантных задач было выполнено более 1,7 млн вылетов, что составляет свыше 31% от общего количества всех вылетов.

По-2Л на лыжном шасси. Фото: интернет-музей российской авиации авиару.рф
В качестве транспортных самолетов отлично проявили себя многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Несмотря на то, что самолеты эти устарели уже к началу Великой Отечественной, благодаря своей неприхотливости, надежности, легкости пилотирования и хорошим взлетно-посадочным характеристикам они заняли внушительную долю в системе воздушных перевозок. Эти машины оказались буквально незаменимыми для полетов за линию фронта, к партизанам и частям Красной армии, попадавшим в окружение. Пожалуй, одним из немногих недостатков этих небольших самолетов была малая грузоподъемность.
В военных транспортных воздушных перевозках хорошо зарекомендовал себя двухмоторный самолет Ли-2. Эта машина представляла собой лицензионный вариант американского самолета «Дуглас» ДС-3. Но это не было простым копированием, как отмечено в некоторых источниках. Вместе с лицензией на производство ДС-3 фирма «Дуглас» передавала советской стороне новейший метод массовой постройки самолетов, называемый плазово-шаблонным. Это было крайне необходимо для увеличения выпуска самолетов в нашей стране накануне войны. Именно этот прогрессивный метод производства и представлял собой основную сложность. Но отечественные авиаконструкторы под руководством Бориса Лисунова (в честь него самолет и назвали — Ли-2) успешно справились с этой трудной задачей, а вот фирмы «Фоккер» и «Мицубиси» так и не смогли перед войной освоить плазово-шаблонный метод и были вынуждены собирать самолеты ДС-3 полностью из американских машинокомплектов и комплектующих.

Погрузка боеприпасов на транспортные самолеты Ли-2 для отправки на фронт. Март 1943 г. Фото: интернет-музей российской авиации авиару.рф
Широко применялась транспортная авиация и в войне с Японией. За период боев в Маньчжурии транспортными и грузовыми самолетами было перевезено около четырех тысяч тонн разных военных грузов и 10,5 тысячи человек личного состава.
Опыт Великой Отечественной войны со всей очевидностью показал необходимость выделения военно-транспортной авиации в отдельный род Военно-воздушных сил. Уже в 1946 году была создана Десантно-транспортная авиация (ДТА), через три года переформированная в Транспортно-десантную авиацию (ТДА), которую в 1955 году и преобразовали в отдельный род ВВС с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС. Этот род авиации получил привычное и знакомое нам сегодня наименование: Военно-транспортная авиация.
На вооружение нового вида авиации начала поступать и новая авиатехника — специализированные военно-транспортные самолеты Ил-12Д и Ил-14Т, Ан-8, Ан-12, Ан-26 и позднее Ан-72. В составе ВТА до начала 2000-х летал гигантский турбовинтовой Ан-22 «Антей» — самолет, на счету которого несколько десятков мировых рекордов грузоподъемности. Еще один советский крылатый тяжеловес-рекордсмен и сегодня в строю ВТА. Это созданный в начале 1980-х годов самолет-гигант «Руслан» Ан-124. Однако ключевым крылатым «грузовиком» нашей транспортной авиации стал Ил-76.
Заслуженный транспортник Ил-76
К разработке нового транспортно-грузового самолета коллектив ОКБ Ильюшина приступил в 1966 году, разработчиком проекта и руководителем работ по Ил-76 выступил Генрих Васильевич Новожилов — советский и российский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда. Сегодня ПАО «Ил» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.
Создание самолета осложнялось большим разнообразием требований, предъявляемых к нему военными, и это была очень сложная техническая задача. Особую сложность вызывало требование эксплуатации самолета на грунтовых взлетно-посадочных полосах ограниченных размеров и сравнительно короткие в этих условиях дистанции разбега и пробега. Чтобы уложиться в эти непростые требования, ильюшинцы применили ряд новых технических решений. Основными из них были следующие: специальное многоколесное шасси повышенной проходимости; аэродинамическая компоновка крыла умеренной стреловидности с высокоэффективной механизацией; повышенная тяговооруженность за счет установки четырех двигателей, снабженных реверсивными устройствами тяги для торможения самолета на пробеге; высокоэффективная тормозная система. Кроме этого, при разработке Ил-76 большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации.
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация
В ходе создания самолета на его конструкцию и системы было получено свыше 200 авторских свидетельств на изобретения и более 30 международных патентов. Постройка первой опытной машины была завершена в начале 1971 года, а 25 марта Ил-76 впервые поднялся в воздух. На счету «семьдесят шестого» ряд мировых рекордов, одним из которых стал рекорд скорости полета, составивший 857,657 км/ч с грузом массой 70 тонн по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км.
Благодаря большим транспортным возможностям и высокой степени механизации погрузочно-разгрузочных работ, способности базирования как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах ограниченных размеров, хорошим летно-техническим и взлетно-посадочным данным, а также возможностям длительной автономной эксплуатации на необорудованных аэродромах, самолет Ил-76 нашел широкое применение именно в Военно-транспортной авиации.
В процессе эксплуатации машина продолжала совершенствоваться. В 1982 году в небо поднялся Ил-76ТД (транспортный дальний), который является наиболее массовой модификацией самолета. Вариант этой машины для военных получил обозначение Ил-76МД. В составе ВТА Ил-76МД выполняет основной комплекс задач: десантирование, транспортировка войск, боевой техники и снаряжения, переброска различных грузов и материалов, транспортировка раненых и больных.
Ил-76 — самолет универсальный и, помимо выполнения транспортных задач, используется в качестве базы для воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛО, также на его базе созданы специализированные самолеты-заправщики Ил-78 и Ил-78М, летающий госпиталь «Скальпель», пожарные самолеты и целый ряд уникальных экспериментальных летающих лабораторий.

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация
Заслуженный крылатый труженик и сегодня в строю. Представить нашу транспортную авиацию без легендарного «Илюши», как называют Ил-76 сами летчики, абсолютно невозможно. Машина продолжает совершенствоваться. Сегодня серийно производится самый совершенный вариант «семьдесят шестого» — Ил-76МД-90А. Основным отличием стал новый, более экономичный двигатель ПС-90А-76, с увеличенной до 16 тонн тягой, вместо старых, выдававших только 12 тонн. Двигатель разработан и производится пермским «ОДК-Авиадвигатель», входящим Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха.
Кабина экипажа Ил-76МД-90А также оснащается бортовой электроникой и новой авионикой отечественного производства. В распоряжении экипажа — новое цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование с экранной индикацией (так называемая «стеклянная кабина»). Этот комплекс заменил старые аналоговые приборы самолета. На самолете устанавливается пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий решение задач навигации и самолетовождения, и с момента принятия на вооружение и до сегодняшнего дня Ил-76 является основным тяжелым военно-транспортным самолетом ВВС России. За десятилетия успешной эксплуатации было построено более 950 экземпляров «семьдесят шестых» различных модификаций военного, гражданского и специального назначения.
Свежие комментарии