Фото: Объединенная авиастроительная корпорация, Пресс-служба Президента России
Дальняя авиация отмечает 110-летие со дня своего основания. Праздник, принятый в 1999 году, восходит к 23 декабря 1914 года, когда император Николай II постановил создать первую эскадру многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец» — на тот момент самых крупных самолетов в мире.
«Вот уже 110 лет дальняя авиация стоит на страже рубежей нашей страны, является надежным щитом России и ее разящим копьем. Сегодня основу дальней авиации составляют стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС и дальние бомбардировщики Ту-22М3. Предприятия Ростеха ведут работы по модернизации этих машин. Самолеты получают новые комплексы и системы, что значительно увеличивает их боевой потенциал. Специалисты ОАК провели большую работу по возобновлению производства модернизированных ракетоносцев Ту-160М. Для этого была восстановлена технология вакуумной сварки титановых изделий, возобновлено производство агрегатов планера самолета и уникальных систем. Наша промышленность не стоит на месте, и сегодня идут работы по самолету нового поколения, в том числе расширяются производственная и испытательная базы под новую машину», — отметил генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Десять лет назад, в честь столетнего юбилея дальней авиации ВКС России, в Москве был открыт памятник, изображающий три фигуры летчиков с самолетами над ними: слева — советский Пе-8, справа — дореволюционный «Илья Муромец», в центре — российский Ту-160.
Поздравляем всех причастных с праздником и рассказываем об этих легендарных машинах, ставших основой дальней авиации в разные исторические периоды.
Крылатый «богатырь»
Самолет, получивший былинное имя «Илья Муромец», был разработан в 1913 году авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода под руководством конструктора Игоря Сикорского. До этого он уже создал «Русского витязя» — первый в мире цельнодеревянный четырехмоторный биплан, от которого новому самолету достались общая схема и двигатели.
Первый «Илья Муромец» весил почти 5 тонн, размах его крыльев составлял 31 метр, полезная нагрузка — 1290 кг, а максимальная высота полета — 3000 м. В кабине имелись спальня и туалет, для обогрева использовались выхлопные газы, а электрическое освещение обеспечивали ветряные генераторы. Чтобы доказать перспективность самолета, Сикорский в 1914 году совершил несколько показательных полетов, включая рискованный перелет по маршруту Санкт-Петербург—Киев длиной 1100 км всего с одной посадкой.
Бомбардировщик «Илья Муромец» типа Е
С началом Первой мировой войны «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Из этих самолетов была создана первая в мире авиационная бомбардировочная эскадра, которая успешно выполняла вылеты, включая разведывательные. Всего было построено более 70 таких самолетов, большинство из которых участвовали в боях. В Советской России «Илья Муромец» также некоторое время использовался в военных действиях, а затем — в почтово-пассажирской авиации.
«Илья Муромец» стал прототипом для всей будущей тяжелой авиации не только в России, но и в мире. Современные стратегические бомбардировщики, транспортные самолеты и пассажирские авиалайнеры обязаны своим появлением этому русскому «богатырю».
«Летающая крепость»
В начале 1930-х годов Советский Союз лидировал в мире по количеству тяжелых бомбардировщиков. Однако время медленных «бомбовозов» типа АНТ-6 (ТБ-3) прошло, и стране понадобились новые машины.
Проект ТБ-7 (будущего Пе-8) был начат в 1934 году, а первый полет самолет совершил в декабре 1936 года. Начинал работы конструктор Владимир Петляков, а доводку и серийное производство возглавил Иосиф Незваль. На момент своего создания ТБ-7 был одним из крупнейших, быстроходных и высоколетающих самолетов в мире. С практическим потолком в 10 300 м и радиусом действия 3600 км, он превосходил такие известные машины, как B-17, Halifax или Fw 200.
Во время Великой Отечественной войны Пе-8 внес значительный вклад в битву на Курской дуге, а в июне 1942 года совершил важнейший секретный перелет, доставив Вячеслава Молотова в Лондон и США. Американский президент Франклин Рузвельт был восхищен мастерством советских летчиков и лично поздравил членов экипажа.
В послевоенные годы Пе-8 также служил в полярных экспедициях, доставляя продовольствие и топливо на станции, а также перевез вертолет Ми-1.
Стратег нового поколения
Ту-160, созданный в 1970-е годы, по сей день остается уникальной боевой машиной, не имеющей аналогов в мире. Это самый тяжелый боевой самолет, крупнейший сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и первый с изменяемой стреловидностью крыла. За свои грациозные линии он был назван летчиками «Белым лебедем».
Разработка Ту-160 началась в конце 1960-х годов на фоне ядерного противостояния между СССР и США. Главной особенностью самолета была многорежимность и способность совершать межконтинентальные полеты. Вооружать его планировалось крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. Проект сначала разрабатывался в ОКБ Мясищева и ОКБ Сухого, затем был передан ОКБ Туполева.
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация, Пресс-служба Президента России
Главная особенность Ту-160 — интегральная компоновка планера с крылом изменяемой геометрии, что сделало его более универсальным. При развернутых консолях крыла он может взлетать с коротких взлетно-посадочных полос, а при сдвиге крыльев к фюзеляжу достигает сверхзвуковых скоростей.
Возрождение выпуска Ту-160 на предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации в 2015 году стало крупнейшей программой модернизации авиационного производства в современной России. В 2022 году в небо поднялся первый модернизированный ракетоносец Ту-160М, в котором было обновлено 80% систем и оборудования. Сегодня Ту-160М — главный самолет дальней авиации ВКС России, составляющий часть ядерной триады страны.
Свежие комментарии