На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Конева
    Как же наши чиновники медленно соображают!!! А еще медленнее делают! Ну прям черепахи ментальные! Это надо было делат...Учебный центр ака...
  • Наталия
    Вперед, коллега!Профессии Ростеха...
  • Misha Glusch
    да, были люди в наше время...Ефим Хайдуров, ге...

Золотая «копейка»: к 55-летию ВАЗ-2101

В этом году отмечается полвека и пять лет, как с конвейера Волжского автозавода начали сходить первые автомобили ВАЗ-2101. В апреле 1970 года была выпущена партия из шести машин, и уже в августе выпускалось по 70 машин в смену. Без «ноль-первой» сегодня невозможно представить историю отечественного автомобилестроения.

Автомобиль ознаменовал своим появлением новый этап в развитии нашей автомобильной промышленности. В 1970-е годы «Жигули» ВАЗ-2101 стал самым массовым и самым народным автомобилем в СССР. «Копейка» находилась на конвейере АВТОВАЗа без малого восемнадцать лет. За все время серийного выпуска с 1970 по 1988 год было выпущено чуть менее пяти миллионов «ноль-первых» и их модификаций. Отдельные экземпляры первых «Жигулей» можно встретить на дорогах нашей страны и сегодня.

О самых интересных фактах истории ВАЗ-2101 — в нашем материале, посвященном 55-летнему юбилею первенца АВТОВАЗа.

Автомобиль плюс автозавод

Вопросам автомобилизации в Советском Союзе традиционно уделялось особое внимание. Недаром все новые, перспективные модели перед тем как стать на конвейер долго и придирчиво рассматривались руководителями страны, и лишь после их одобрения машину запускали в производство. Окончательное решение по новым автомобилям принимали первые лица страны. Более того, в некоторых случаях руководители СССР определяли перспективы развития автомобильной промышленности своим «волевым» решением. Так было с «Победой» ГАЗ-М-20, «Волгой» ГАЗ-М-21, первым послевоенным «Москвичом» и многими другими отечественными машинами. С героем нашего рассказа история с самого начала была несколько иной.

Как известно, двигателем любой экономики, и советская плановая тут не была исключением, является движение денежных средств, деньги — это кровь любой экономики, и от их движения внутри государства зависит общеэкономическое состояние страны. В Советском Союзе проводилась плановая политика повышения уровня жизни своих граждан путем предоставления им как можно большего количества необходимых вещей, средств и материальных благ по доступным ценам. Государство предоставляло своим гражданам необходимые для них вещи, а взамен получало столь нужный для экономики страны оборот денежной массы. Как говорится, все были в выигрыше.

1.jpg
Фото: АВТОВАЗ

Однако уже к середине 1960-х годов руководству страны стало ясно, что благосостояние советских граждан росло темпами, опережающими темпы выпуска материальных благ, которые им предлагались. Особенно это касалось ситуации с личными легковыми автомобилями. Деньги граждане были вынуждены складывать в «копилку», годами ожидая в очереди возможности приобретения долгожданного авто. Такое положение дел никого устроить не могло. Именно по этой причине в начале 1960-х годов началась реконструкция Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА). Увеличивал объем производства ЗАЗ, Запорожский автозавод «Коммунар». Новый автозавод начал строиться в Ижевске.

По расчетам, автозаводы должны были производить ежегодно по 400 тысяч легковушек. Однако и этого оказалось мало для страны. Вот тут-то и появилось решение, поражающее своей простотой. Изучив опыт работы и передовые технологии производства иностранных автопроизводителей, было решено купить у них автозавод, перспективные модели автомобилей, новые технологии, которые бы позволили наладить выпуск ни много ни мало, а 660 тысяч машин в год. Чтобы понять масштабы, отметим, что в 1960-е годы примерно такое количество машин выпускали ежегодно все автозаводы Советского Союза, вместе взятые, включая и грузовики, и автобусы. Но какой завод и какую модель автомобиля выбрать? Вопрос очень непростой. И решение требовалось принять очень быстро — руководство страны ждать не любило.

Выбор народного автомобиля

Чтобы принять правильное решение и выбрать действительно достойный образец, советские специалисты решили пойти методом сравнительных испытаний наиболее перспективных моделей. На основе конкурса надлежало выявить лучший прототип и уже решать дальнейшие вопросы с организацией его производства в отечественных условиях. Одним из фаворитов конкурса считался итальянский Fiat 124. Эта машина была удостоена звания «Европейский автомобиль 1967 года». Вместе с тем, в то время в Италии Коммунистическая партия имела достаточно сильные позиции. Данное обстоятельство очень импонировало советскому руководству.

Переговоры с итальянцами велись в более дружественной и лояльной атмосфере, нежели с другими претендентами. Сложности, конечно, были и здесь, но существовала бОльшая вероятность их успешного и выгодного преодоления. Итальянская сторона была готова предоставить более приемлемые и более полные условия для сотрудничества. Так, концерн Fiat уже изначально предлагал нашей стороне не только лицензию на автомобиль 124-го семейства, но также и готовый проект самого автозавода. В это же самое время другие производители готовы были лишь обсуждать условия лицензионного производства их машин в нашей стране.

3.jpg
Фото: АВТОВАЗ

К появлению в нашей стране новой массовой легковой машины готовились очень обстоятельно. Под новинку, которую еще предстояло выбрать и утвердить, перерабатывались уже существующие ГОСТы, под конструкцию нового автомобиля должна была подстраиваться вся советская автомобильная промышленность. Так, в 1966 году была введена в действие «Отраслевая нормаль 1966 года», строго регламентирующая порядок разработки, испытаний и производства автомобильной техники. Этим же документом вводилась и новая система нумерации автомобилей, кстати сказать, достаточно грамотная и во многом правильная. Согласно ей, по индексу, присвоенному той или иной машине, можно было определить ее основные характеристики, предназначение и даже внешний вид! Например, аббревиатура ВАЗ-2101 означала следующее: ВАЗ — наименование производителя, 2 — первая цифра означает класс автомобиля, в данном случае легковой, с объемом двигателя от 1.2 до 1.8 л, 1 — вторая цифра раскрывает тип автомобиля, в данном случае легковой, 01 — третья и четвертая цифры означают порядковый номер модели, пятая цифра, если использовалась, то означала модификацию исходного образца. Все кратко, по существу, понятно и достаточно информативно. По такой же системе с начала 1970-х годов обозначались практически все советские автомобили, от легковушек до автобусов и тяжелых грузовиков, за некоторыми исключениями. «Ноль-первая» модель «Жигулей» явилась одной из первых, кому новый индекс был присвоен.

Ну, а что же отборочно-испытательный конкурс? По воспоминаниям советских автомобильных инженеров, конструкторов, технологов и испытателей, для испытаний, кроме уже известного Fiat 124, были отобраны в том числе следующие машины: Ford Taunus, Morris 1100, Škoda 1000, Peugeot 204, Renault 16. Согласно мнению большинства, наилучшим образом себя показал французский автомобиль Renault 16. Его преимущества были обусловлены более перспективной переднеприводной схемой автомобиля. Автомобиль этот очень понравился всем, кто его испытывал и эксплуатировал. По некоторым сведениям, достаточно высокого мнения о «Рено-16» был и Леонид Ильич Брежнев — руководитель Советского государства и большой знаток автомобильной техники. Но, несмотря на это, решение было принято в пользу итальянского концерна «Фиат» и его 124-й модели.

Приключения итальянцев в России

Итальянская легковушка оказалась весьма далека от совершенства. Узнав о том, что решение на самом высоком уровне уже, в принципе, принято, советские специалисты всерьез взялись за доработку, а точнее сказать, за полную переработку исходного итальянского образца. Но чем же Фиат-124 их так не устроил? Замечаний по машине набралось несколько сотен. Вот лишь некоторые из них. В ходе испытаний на наших дорогах у «итальянца» выявились серьезные проблемы с задними дисковыми тормозами, с прочностью и долговечностью кузова. Маленький дорожный просвет и отсутствие буксировочных крюков/проушин делали эксплуатацию на сельских и грунтовых дорогах затруднительной. Двигатель «Фиата» был бесперспективен с точки зрения дальнейшего развития, поскольку распределительный вал у него располагался снизу. Он был, естественно, заменен на двигатель, в котором распредвал уже располагался в головке блока цилиндров. Многочисленными недостатками характеризовалась ходовая часть и трансмиссия машины. Передняя подвеска нуждалась в значительном усилении, а задняя — в полной замене на более современную, с пятью реактивными штангами вместо одной реактивной трубы. Полностью менять пришлось карданную передачу — она получила открытый вал и промежуточную опору. Сцепление пришлось также поменять и доработать конструкцию синхронизаторов в коробке перемены передач. И даже в плане комфорта не обошлось без доработок. Передние сиденья автомобиля были доработаны с возможностью их полного откидывания назад и трансформации в спальные места. Так что жестоко ошибаются те, кто пытается утверждать о якобы полном копировании Фиат-124 советскими специалистами.

2.jpg
Фото: АВТОВАЗ

Но нужно отметить и положительные моменты в работе с итальянскими автомобилестроителями. Самым важным явилось то, что к нам в страну пришли новые прогрессивные мировые технологии и материалы, их удалось освоить и внедрить в массовое производство. Благодаря этому наша промышленность совершила большой шаг вперед. В числе узлов и агрегатов, заслуживших высокие оценки наших специалистов, оказался карбюратор Фиат-124, который выпускался у нас под маркой ДААЗ-2101. Именно с «ноль-первой», а точнее — с двигателя ВАЗ-2101 была введена система охлаждения закрытого типа, рассчитанная только на использование специальной жидкости — антифриза.

Относительно народного имени нового автомобиля хотелось бы отметить, что прозвище «копейка» за ВАЗ-2101 и ее модификациями ВАЗ-21011 и ВАЗ-21013 повсеместно закрепилось уже в начале 1990-х годов, ближе к распаду Советского Союза, когда она перестала быть престижной, а вот в эпоху развитого социализма эту машину уважительно именовали «Жигули, ноль-первая», «ноль-первая» или «единичка».

Как «Жигули» стали «Ладой»

Новый советский массовый автомобиль просто не имел права не получить свое собственное звучное имя. Но то, что понятно и хорошо для нашей страны, не всегда подходит для экспорта. И ярким примером здесь послужил случай с ВАЗ-2101. Новый автомобиль получил собственное имя «Жигули» в честь небольших Жигулевских гор, располагающихся на правом берегу Волги. Машину начали активно предлагать на экспорт, и тут выяснился неприятный нюанс — «Жигули» звучит на большинстве европейских языков как «жиголо», не самая подходящая ассоциация. Пришлось срочно искать выход из щекотливой ситуации. И специалисты советской внешней торговли вместе с руководителями завода, конструкторами, инженерами и инженерами-художниками ВАЗа нашли красивый выход. Для продаж внутри Советского Союза ВАЗ-2101 шел под маркой «Жигули», а вот для экспорта было придумано новое имя «Лада», простое для воспроизведения латиницей. Причем это самое второе имя как нельзя лучше удалось обыграть в эмблеме машины и автозавода, которая представляла собой стилизованную в форме буквы «В» древнерусскую ладью.

4.jpg
Фото: АВТОВАЗ

Новинка советского автопрома заявила о себе не только как легковой автомобиль, но и как спортивная машина. Дебют «ноль-первой» в спорте состоялся зимой 1971 года в Риге, на зимнем Чемпионате СССР по авторалли. Осенью того же года советские ВАЗ-2101 приняли участие в престижных международных соревнованиях «Тур Европы-1971». Это ралли проходило по территории четырнадцати европейских стран и по протяженности составляло почти 14 тыс. км. По итогам этого ралли советская команда завоевала «серебро» в командном зачете, а два наших экипажа добились наград еще и в личном первенстве. На следующем ралли «Тур Европы-1973» советская команда на «Жигулях» выступила еще более успешно, взяв сразу и золотой и серебряный кубки. Это был грандиозный успех и советских спортсменов-раллистов, и новых машин ВАЗ-2101.

В разное время на «Жигулях» первой модели ездили Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Олег Романцев и многие другие именитые граждане Советского Союза. Более того, в 1986 году знаменитый пилот «Формулы-1» бразилец Айртон Сенна, чтобы ознакомиться с гоночной трассой «Хунгароринг» перед Гран-при Венгрии, попросил предоставить ему самый популярный автомобиль в стране. Ему дали ВАЗ-21011, желто-бежевого цвета, модификацию нашей «ноль-первой», на которой он и совершил объезд этой трассы.

АВТОВАЗ отмечает юбилей

В этом году АВТОВАЗ празднует юбилей выпуска своей первой модели автомобиля. Примечательно, что к такому знаменательному событию коллектив подошел не с пустыми руками. Именно сейчас, в дни 55-летнего юбилея ВАЗ-2101, на конвейере завода начинается производство новейшей модели — LADA Iskra. Особо стоит отметить, что на платформе этого автомобиля российский завод достиг полного технологического суверенитета. АВТОВАЗу на сегодня удалось локализовать производство более 2000 материалов и компонентов, которые используются нашим автопроизводителем при выпуске всего модельного ряда.

Госкорпорация Ростех, в состав которой сегодня входит АВТОВАЗ, не осталась в стороне от такого события и в честь юбилея организовала в своей штаб-квартире выставку автомобилей, выпущенных заводом-гигантом. В экспозиции представлены классика и актуальные модели: LADA Vesta SW Cross, LADA Aura, LADA Iskra Sport в ливрее Ростеха, Niva Sport, Niva 1977 года выпуска и сам заслуженный юбиляр, виновник торжества — «Жигули» ВАЗ-2101 1978 года. Как отметил глава Госкорпорации Сергей Чемезов, поздравляя завод: «ВАЗ-2101 стал самым массовым, самым народным автомобилем в СССР. Машина положила начало классическому семейству ВАЗ. Сегодня АВТОВАЗ продолжает работать над созданием современных легковых машин, расширяет модельный ряд и остается крупнейшим производителем не только в России, но и в Восточной Европе».

 

Ссылка на первоисточник
наверх