На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталья Романенко
    У нас талантливый народ, главное цель и воля к победе и -  не вижу препятствийРостех создает ун...
  • igor vinogradov
    СЛАВА БОГУ..«Калашников» впер...
  • Misha Glusch
    вот человечищщщеее!Михаил Марголин: ...

Профессии Ростеха: инженер-конструктор в двигателестроении

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

Госкорпорация Ростех — это 800 научных и производственных организаций в 62 регионах страны, объединяющих почти 700 тысяч сотрудников, включая специалистов интересных, а порой уникальных профессий. Мы уже делились историями о таких профессиях, как испытатель оружия, промышленный дизайнер, маркшейдер, криптограф.

Сегодня о своей работе рассказывает Ирина Марченко, начальник конструкторского отдела систем автоматизированного проектирования Производственного комплекса «Салют». Комплекс в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха осуществляет полный цикл изготовления газотурбинных двигателей и их сервисное обслуживание.

— В профессию я пришла по стопам родителей. Они работали на Пермском моторном заводе имени Я.М. Свердлова (сейчас «ОДК-Пермские моторы»). Все друзья семьи тоже были из этой сферы. После школы я поступила в Пермский технический университет (ПНИПУ) на кафедру «Жидкостные ракетные двигатели», училась на инженера-механика.

Конструктору высшее образование необходимо, причем багаж знаний нужно постоянно пополнять. Для этого в 2019 году я окончила Высшую школу системного инжиниринга в МФТИ.

Прежде всего инженеру-конструктору в двигателестроении нужно хорошо знать физику и уметь мыслить системно. Двигатель — это сложное изделие, каждый его элемент выполняет определенную функцию, которая напрямую зависит от требований заказчика. При этом важно оставаться терпеливым — в нашей работе многое получается не сразу, нужно пробовать снова и снова, искать оптимальные решения.

Хороший конструктор — всегда еще немного технолог, немного программист и немного экономист. Он знает, как именно производятся детали, как получить от компьютерных расчетов нужный результат, и учитывает экономический эффект от своих решений. Еще у конструкторов должно быть хорошо развито воображение. Глядя на чертеж, мы видим трехмерную деталь, представляем, как она стыкуется с остальными и как включается в работу двигателя.

Отдельно отмечу знание стандартов и допусков. Дисциплинированность в этом вопросе необходима, особенно в авиации — от надежности и безопасности наших изделий зависят жизни людей.

Большую часть своей карьеры я занималась термодинамическими расчетами. Термодинамика определяет концепцию изделия. С ее помощью задают ключевые характеристики двигателя, которые позволят получить нужную тягу. Когда детали уже спроектированы, термодинамическая модель служит для оценки их эффективности и проведения испытаний.

Позже я заинтересовалась управлением расчетными данными, сейчас возглавляю конструкторский отдел систем автоматизированного проектирования. Среди наших специалистов есть и проектировщики, и расчетчики газодинамики, и прочнисты. Мы стараемся автоматизировать рутинные процессы, помогаем другим отделам с разработкой и модернизацией авиадвигателей. Также много внимания уделяем тестированию отечественного ПО на реальных задачах, с которыми сталкиваются конструкторы.

Когда я участвовала в проекте по управлению расчетными данными, я сформировала функциональную схему проектирования. Она стала основой для автоматизации некоторых процессов и передачи данных между расчетами.

Вместе со специалистами из ЦИАМ имени П.И. Баранова мы разработали цифровой двойник двигателя АИ-222-25. Это библиотека знаний, где собраны математические модели, связанные между собой. Вместе они работают как единый механизм и виртуально повторяют работу всех систем двигателя. Любое изменение, которое мы вносим в его конструкцию, можно сразу проверить с точки зрения прочности, аэродинамики и других необходимых свойств. В 2024 году за эту разработку мы получили премию «Авиастроитель года» и вошли в шорт-лист премии «Компания будущего».

Планирую и дальше активно развивать тему цифровых двойников. Хочется сделать их удобнее для коллег, расширить сферу применения. Например, такие системы способны значительно сократить количество испытаний, которые требуются для доводки нового двигателя.

Также я помогаю развиваться молодым специалистам как наставник. К нам приходят студенты трека «Крылья Ростеха», с которыми мы делимся профессиональными знаниями.

На сегодняшний день наша профессия инженера-конструктора очень востребована. В любой промышленной отрасли практически все приспособления и оборудование — это результат работы конструктора. Без качественного проектирования дальнейшее развитие экономики невозможно, спрос на специалистов будет только возрастать.

 

Ссылка на первоисточник
наверх