Фото: Минобороны РФ
Сейчас, когда в стране идет специальная военная операция, когда вопрос контроля воздушного пространства — это вопрос жизни и смерти, наше небо ежедневно защищает семейство зенитных комплексов «Панцирь». Их разработкой и производством занимается холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех.
Съемочная группа программы «Военная приемка» телеканала «Звезда» и ее бессменный ведущий Алексей Егоров побывали на производстве, в военных частях и учебных заведениях, чтобы рассказать, как «Панцирь» стал «передовиком» воздушной обороны страны и как изменился этот комплекс в условиях СВО.
С верой в «Панцирь»
Своими воспоминаниями о создании комплекса поделился глава Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. Он рассказал, как в середине двухтысячных к нему обратился конструктор Аркадий Шипунов и сказал, что создал прорывную противовоздушную систему, но денег на ее реализацию не хватало. Тогда еще не было ни «Высокоточных комплексов», ни Ростеха. Чемезов курировал тему экспорта вооружений, и как раз силами «Рособоронэкспорта» удалось решить проблему создания новинки, в которую свято верил Шипунов.
«Он просто незаменим в системе противовоздушной обороны и может сбивать ракеты как на дальней дистанции, так и на ближней, поскольку там устанавливается еще и пушка. И радар, который захватывает цель. Сбивает фактически любую цель. Самое главное — что можно быстро поменять позицию. Сегодня мы понимаем, что это важно, чтобы не засекли, чтобы обратно не прилетела ракета», — отметил глава Ростеха.
У Конструкторского бюро приборостроения, которое возглавлял Аркадий Шипунов, был опыт разработки ЗРПК «Шилка», «Тунгуска». Но «Панцирь» оказался куда сложнее. Это был комплекс следующего поколения, и заняться его разработкой в условиях тотального дефицита средств — это был очень смелый шаг.
146 целей за неделю
Первым среди всех «панциристов» (так между собой военные называют тех, кто служит на «Панцире») был удостоен звания Героя Российской Федерации Александр Шаров, командир батареи ЗРПК «Панцирь-СМ». Звезду Героя ему дали за то, что всего за одну неделю его боевой расчет сбил 146 воздушных целей. Это очень много, особенно если учитывать, что расчету необходимо постоянно менять позицию, соответственно, меняются и условия стрельбы, режимы работы устройств. Сами цели также были различными: крылатые ракеты, реактивные снаряды систем залпового огня, беспилотники.

Герой Российской Федерации Александр Шаров. Фото: Минобороны РФ
Как рассказал сам Шаров, наиболее опасны ракеты типа HARM. В ходе их применения образуются радиолокационное облако и тепловые помехи, из-за которых в последний момент и вылетает ракета. Ее очень сложно сбить, потому что, во-первых, ее сложно обнаружить из-за огромного количества осколков, а во-вторых, ее скорость велика, и времени на принятие решения остается совсем мало — считаные секунды.
Бывало, что уничтожать цели приходилось на минимальном расстоянии — около 2 км. Также в работе Александра Шарова был редкий случай, когда три ракеты противника удалось уничтожить одной ракетой, выпущенной из «Панциря». И при всем при этом, по словам командира батареи, комплекс ни разу не дал осечку, всегда исправно выполняя свои задачи.
Новые цели для «Панциря»
«Военная приемка» делала фильм про «Панцирь» за шесть лет до начала СВО. Тогда, в ходе съемок, он сбил первый в своей истории маленький беспилотный дрон. А потом была первая действительно серьезная проверка для «Панциря» в Сирии, когда террористы атаковали российскую авиабазу Хмеймим самыми разными нестандартными боеприпасами: переделанными под снаряды газовыми баллонами, самодельными фанерными дронами и другими беспилотниками. С точки зрения перехвата все эти цели — непростые, сложнее иных крылатых ракет, но конструкторы научили «Панцирь» уничтожать и их.
Тогда в Сирии стало ясно: против самоделок нужны ракеты попроще, чем те, которые готовились для уничтожения крылатых ракет. Впервые о появлении новых ракет стало известно на параде 2020 года. Уже тогда в «Панцирь» вносились изменения. Удалось отказаться от аутригеров — выносных стабилизирующих опор, что сократило время на свертывание и развертывание комплекса, и это не раз спасало жизни в зоне СВО. Появилась новая колесная база с бронированной кабиной и новый локатор, позволявший обнаруживать больше целей и имевший повышенную надежность в большом диапазоне температур, от сверхнизких до очень высоких.
Работа «Панцирей» в Сирии. Фото: Минобороны РФ
Нужно понимать, что ни коптеры и другие БПЛА, ни реактивные снаряды РСЗО изначально не были целями «Панциря», но сейчас он справляется и с ними. В стенах Военной академии воздушно-космической обороны им. Г. К. Жукова есть целая коллекция пораженных комплексом целей, использующаяся в обучении курсантов. Например, ракета ATACMS — достаточно сложная цель, которая сначала летит по баллистической траектории, потом делает горку. Или ударный беспилотник Switchblade, начиненный взрывчатым веществом в 600 г тротила. Или уже упомянутая противорадиолокационная ракета HARM, которую чаще сбивают не те расчеты, на которых она летит, а соседние «панциристы», прикрывающие коллег.
С одной стороны, управление «Панцирем» организовано так, чтобы упростить работу операторам — комплекс считает все сам. Но, с другой стороны, боевые действия постоянно меняются. Противник придумывает новые приемы, пытается обмануть, и во всех этих тактических инновациях операторы должны ориентироваться свободно.
По словам начальника кафедры тактики и вооружения зенитных ракетных войск Академии ВКО, за время СВО у «Панциря» увеличилась дальность обнаружения целей, высота поражения цели, поменялась ракета. Благодаря новому программному обеспечению в составе двух машин можно работать с учетом распределения целей, чтобы несколько машин не обстреливали одну цель. То есть командир одной боевой машины может брать на управление соседнюю и, проводя распределение, уничтожать воздушные цели с большей эффективностью и в большем количестве.
«Панцирь» на волнах
Для демонстрации разнообразия семейства «Панцирь» съемочная группа «Военной приемки» побывала в Калининградской области, на Балтике, на борту малого ракетного корабля «Буря», относящегося к проекту 22800 «Каракурт». В качестве вооружения на нем применяется морская версия «Панциря» — зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-МЕ».
Вообще показать работу «Панциря» в реальных боевых условиях очень сложно. С одной стороны, это касается вопросов секретности, с другой — поражение целей ракетами комплекса происходит так далеко и высоко, что увидеть это непросто. Поэтому учения — идеальный вариант для демонстрации работы комплекса.
В качестве цели для поражения была выбрана ракета противотанкового комплекса «Корнет», переделанная в мишень. Это более сложная для «Панциря» цель, так как ракета идет близко к поверхности, в данном случае морской, в отличие от других ракет, летящих сверху.
По словам командира ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ) корабля «Буря», морской «Панцирь» отличается от сухопутного незначительно, взяв от него все самое лучшее. «Панцирь-МЕ» эффективно сбивает низколетящие малоразмерные цели, в том числе для этого он вооружен двумя шестиствольными зенитными автоматами калибром 30 мм. Высокоточные стволы развивают такую скорость стрельбы, что противника можно буквально разрезать на части — свыше 10 тысяч выстрелов в минуту.
Впрочем, автоматы — средство номер два для «Панциря», а номер один — это ракеты. Под палубой хранятся два пакета по четыре зенитно-управляемые ракеты, которые по команде на заряжание поднимаются на верхнюю палубу.

«Панцирь-МЕ». Фото: кадр из программы «Военная приемка»
У морского «Панциря», как и у наземного, — два радиолокатора. Радиолокационный модуль, интегрированный в рубку корабля, обнаруживает цели. А МРЛС, многофункциональная радиолокационная станция, обеспечивает наведение комплекса на цель и ее уничтожение.
Как отметил командир БЧ, также целеуказания можно принимать не от локатора, а визуально. На комплексе установлена самая современная оптико-электронная система, которая позволяет в ночном и дневном режиме самостоятельно обнаруживать мелкоразмерные цели, незаметные для локатора: это и безэкипажные катера, и коптеры.
Локатор морского «Панциря» имеет самую сложную конфигурацию, так как заниматься поиском и перехватом воздушных целей на море по определению сложнее, чем на суше. Во-первых, корабль никогда не стоит ровно, он качается на волнах, во-вторых, в боевой ситуации он постоянно и довольно быстро движется.
В эфире «Военной приемки» показали кадры из архива Конструкторского бюро приборостроения, где морской «Панцирь» поражает малоразмерные цели — беспилотники. Один из них, летящий на скорости 300 км/ч, поражается пушками, другой — ракетами. В режиме замедленной съемки видно, что ракета «Панциря» состоит из двух частей. Первая разгонная — это твердотопливный двигатель, разгоняющий ракету до огромной скорости. Вторая маршевая — умная, в ней находится вся электроника и боевой заряд. Она и уничтожает беспилотник.
Третья мишень — макет ракеты, зафиксированный над водой. На кадрах, снятых скоростной камерой, видно, что ракета «Панциря-МЕ» не влетает в цель, а взрывается рядом и поражает мишень осколками.
Как же «Панцирь» работает, когда цель не одна, не две, а три, и летят они с разных сторон? По словам командира БЧ, комплекс многоканальный, в режиме автомата он сам понимает, какая цель более опасна в данный момент, и работает по приоритету.
Все ракетно-артиллерийские комплексы, которые находятся на корабле, имеют свои станции гиростабилизации. Как, например, у танка в движении ствол фиксируется в независимости от рельефа местности, так и комплексы «Панцирь-МЕ» отрабатывают морскую качку. На суше это немного проще, а на корабле добавляются бортовые, угловые качки, которые необходимо отрабатывать комплексу.
Семейство растет
На базе «Панциря» разработана СКВП, система контроля воздушного пространства, способная отследить прилет любого воздушного объекта, вплоть до маленьких дронов, маскирующихся под птицу.
По словам специалиста холдинга «Высокоточные комплексы», система позволяет в кратчайшие миллисекунды накопить определенную долю сигналов, по которым станция может принимать решение. Далее система сама автоматически захватывает цель на сопровождение без участия человека, сама строит трассу для полета, сама классифицирует, что это: коптер, вертолет, самолет или беспилотник на реактивной тяге.
В этом важнейшее достоинство «Панциря» — он постоянно меняется, совершенствуется. Но главное, что он эффективно работает, защищая нашу страну в очень тяжелый период, когда воздушные атаки противник проводит ежедневно. И войска ПВО, и создатели «Панциря», и конструкторы других систем противовоздушной обороны делают все возможное для защиты страны.
Свежие комментарии