На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

141 подписчик

Свежие комментарии

  • Vladimir Godunov
    Ростех и МГТУ им....
  • Владимир Самборский
    Вот бы что-то такое для борьбы с беспилотниками...Ростех выводит на...
  • Наталья Конева
    Как же наши чиновники медленно соображают!!! А еще медленнее делают! Ну прям черепахи ментальные! Это надо было делат...Учебный центр ака...

Николай Камов: «Я всю жизнь занимался любимым делом»

Конструкторы автожира КАСКР-I (слева направо): Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев. Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

14 сентября 1902 года в Иркутске родился Николай Камов, один из основоположников отечественного вертолетостроения. Выдающийся ученый и авиаконструктор в 1930-х годах стоял у истоков создания винтокрылых машин, в послевоенные годы сосредоточил усилия коллектива опытно-конструкторского бюро на разработке вертолетов двухвинтовой соосной схемы, что стало одним из всемирно признанных приоритетов отечественной вертолетной науки и практики.

Сегодня имя Николая Ильича носит Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова холдинга «Вертолеты России», а тысячи вертолетов «Ка» по всему миру стоят на страже, тушат пожары, спасают людей.

Ко дню рождения авиаконструктора делимся интересными фактами из биографии и истории создания его машин.

Иркутск, улица Будущих Вертолетостроителей

Николай Камов родился в Иркутске в 1902 году и с детства тянулся к технике. Примечательно, что его соседом по району был Михаил Миль. Будущие патриархи вертолетостроения даже учились в одной школе, правда, с разницей в семь лет. Отец Камова, преподаватель словесности, вел уроки в классе Михаила Миля. Оба мальчика с ранних лет увлекались авиацией и впоследствии стали создателями двух школ вертолетостроения, определивших развитие отрасли в СССР.

Автожиры — первый шаг в небо

Свою карьеру Камов начинал с проектирования автожиров — летательных аппаратов с несущим винтом, свободно вращающимся в потоке воздуха (явление авторотации). Хотя автожиры не обладали уникальными летными качествами вертолетов — не могли зависать и взлетать вертикально — но они были существенно проще, и в 1920–1930-х годах опередили вертолеты в развитии.

Вместе с коллегой Николаем Скржинским в 1929 году Камов создает первый советский винтокрылый летательный аппарат — автожир КАСКР-1 (Камов и Скржинский) «Красный инженер». Сейчас автожиры применяются редко, в основном в спорте и малой авиации, но именно работа с ними дала Камову первый опыт в винтокрылой технике.

Кто придумал «вертолет»

До появления в послевоенные годы массовых вертолетов этот вид техники называли на французский манер геликоптерами (от латинских слов «спираль, винт» и «крыло»). Слово «вертолет» изобрел Николай Камов, но применительно не к геликоптеру, а к автожиру — это слово показалось конструктору неблагозвучным, и уже в протоколе заседания технической комиссии центрального совета Осоавиахима 1929 года будущий автожир КАСКР назван вертолетом. Это же слово было написано и на борту винтокрылого первенца Камова. Впоследствии Николай Камов продолжил употреблять термин «вертолет», но к автожирам это слово так и не приросло. А прижился камовский термин уже после войны, когда началась борьба с иноязычными заимствованиями, и французский геликоптер стал русским вертолетом, навсегда закрепившись в технической лексике.

Соосная схема — визитная карточка Камова

Главным инженерным решением Камова стала двухвинтовая соосная схема, когда два несущих винта на одной оси вращаются навстречу друг другу. Такая схема усложняет конструкцию вертолета, но делает его компактнее, маневреннее и устойчивее в сложных условиях. Двухвинтовая соосная схема была широко известна в вертолетостроении с начала XX века, но только Камов сумел довести эту многопроблемную схему до совершенства, и сегодня в мире именно камовская школа остается единственной серийно выпускающей такие машины.

Летающий мотоцикл «Иркутянин»

По соосной схеме был выполнен и первый вертолет Камова — Ка-8 «Иркутянин» 1947 года. Одноместная машина с мотоциклетным двигателем весила всего 300 кг. Она стала демонстрацией того, что даже маленький коллектив инженеров способен создать новаторский летательный аппарат, который поднимется в воздух. Этот успех открыл путь к более серьезным разработкам. Развитием Ка-8 стал такой же «летающий мотоцикл» Ка-10, который впервые в нашей стране летал с палубы корабля.


Малогабаритный вертолет Ка-8. Фото: wikipedia.org

Ка-15 — вертолет для флота и поля

В 1953 году Камов представил Ка-15 — первый отечественный серийный соосный вертолет. Машина использовалась и в ВМФ СССР, и в сельском хозяйстве, где служила для опыления полей. Именно Ка-15 стал первым советским серийным палубным вертолетом. Он доказал работоспособность схемы Камова и стал отправной точкой для дальнейшего развития его школы. Для гражданской авиации был создан четырехместный вариант Ка-18.


Вертолет Ка-15 на палубе корабля. Фото: РГАНТД

Самолет и вертолет в одной машине

Камов не боялся экспериментировать. В 1950-1960-е его КБ участвовало в конкурсе на создание тяжелого транспортного винтокрыла, предназначавшегося для транспортировки баллистических ракет. Винтокрыл — это комбинированный летательный аппарат, оснащенный как несущими винтами, так и чисто самолетными агрегатами — крылом и тянущими двигателями. Винтокрыл вертикально взлетает и приземляется на несущих винтах, как вертолет, а летит как самолет, «опираясь» в воздухе на крыло. Уникальный по сложности и новизне винтокрыл Ка-22 не дошел до серийного производства, но наработанный на этом проекте научный и инженерный задел оказал большое влияние на будущее вертолетостроения и доказал масштаб конструкторских амбиций Николая Камова.


Фото: интернет-музей российской авиации «Авиару.рф»

Ка-25 — начало морской эпохи

Настоящим прорывом стал Ка-25 — первый специализированный корабельный противолодочный вертолет СССР. Он вышел на службу в 1960-е годы и сделал вертолет полноценным «жителем» палубы. С его появлением советский флот принял на вооружение новые корабли — противолодочные крейсера-вертолетоносцы, чем существенно расширил возможности в борьбе с новой угрозой — атомными подводными лодками противника.


Вертолет Ка-25К «Аэрофлота» на Парижском авиасалоне 1967 года. Фото: RuthAS / wikimedia.org

Ка-27 и целое семейство

В 1970-х на смену Ка-25 пришел Ка-27, ставший основой семейства вертолетов. Эта машина была выпущена уже после ухода Николая Ильича из жизни в 1973 году. Модификации Ка-27 выполняют десятки задач: от противолодочных миссий до поисково-спасательных операций. Эти машины до сих пор стоят на вооружении ВМФ России и пользуются спросом за рубежом, подтверждая долговечность инженерных решений Камова. А развитие семейства — многоцелевой Ка-32, который считается лучшим вертолетом для пожарных и спасательных работ.


Вертолет Ка-27 палубной авиации Северного флота. Фото: Минобороны РФ  

Винтокрылые «хищники»: Ка-50 и Ка-52

В 1980–1990-х годах ОКБ Ухтомского вертолетного завода имени Камова создало ударные вертолеты нового поколения. Ка-50 «Черная акула» стал первым в мире боевым вертолетом двухвинтовой соосной схемы, а также первым вертолетом с катапультной системой спасения летчика. Его двухместная версия Ка-52 «Аллигатор» прочно заняла место в современной армейской авиации. Сегодня «Аллигатор» широко известен как один из самых эффективных боевых вертолетов в мире.


Вертолет Ка-52 ВКС России на учениях «Авиадартс». Фото: Минобороны РФ

Ка-226 — универсальный трудяга

В середине 1960-х годов в ОКБ Камова был создан уникальный гражданский вертолет-трансформер Ка-26 — лучший сельскохозяйственный вертолет мира и самая массовая камовская машина. В 1990-х на смену поршневому Ка-26 пришел легкий многоцелевой Ка-226 с современными газотурбинными двигателями. Он сохранил преимущества модульной конструкции: пассажирская кабина может заменяться на грузовой отсек или медицинский модуль. Эта машина используется и в России, и за рубежом, сохраняя верность принципам конструктора.


Вертолет Ка-226Т. Фото: «Рособоронэкспорт»

Международный успех

Вертолеты Камова поставлялись в десятки стран мира. Их ценят за надежность, устойчивость к суровым условиям и простоту эксплуатации. От Индии до Вьетнама, от Сирии до Египта — камовская техника зарекомендовала себя как надежный помощник в различных отраслях.

Память о конструкторе

Память о Камове навсегда сохранилась в его уникальных вертолетах. Сегодня имя конструктора носят Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова холдинга «Вертолеты России». В Москве, Люберцах, Улан-Удэ и Минске есть посвященные ему улицы, а в Иркутске в 2023 году при поддержке Ростеха был открыт памятник создателям двух ключевых школ российского и мирового вертолетостроения — Николаю Камову и Михаилу Милю.

 

Ссылка на первоисточник
наверх