На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

141 подписчик

Свежие комментарии

  • Егор Пинтусов
    В статье нет ответа на вопрос: куда денется "подавленный" беспилотник, обидится и домой полетит?Ростех создал нов...
  • Александр Данилов
    🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣LADA Vesta призна...
  • Вениамин Мельников
    мы знали Ильюшина,Новожилова.Кто возглавляет КБ Ильюшина сейчас , что производится и где ,из того что создано и созда...Генрих Новожилов ...

Конструкторы стальных машин. Часть I

Танки Т-34 4-го гвардейского танкового корпуса с бойцами на броне на марше. Фото: Аркадий Шайхет

Труд конструкторов танков редко оказывается в центре внимания, но именно они формируют облик боевых машин, определяют их огневую мощь и надежность. История отечественного танкостроения, которое в этом году отмечает 105-летие, — это история поисков, инженерной смелости и решений, принимавшихся часто в сложнейших условиях.

В этом цикле статей мы расскажем о тех, кто превращал металл в грозное оружие и чьи идеи обеспечивают сегодня оборонную мощь России.


Семен Гинзбург. У истоков советского танкостроения

Гинзбург_Семён_Александрович.jpgСемен Александрович Гинзбург — выдающийся советский танковый инженер и конструктор, один из тех, кто стоял у истоков зарождения и развития бронетанковых войск Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). Он родился в Луганске в январе 1900 года в бедной еврейской семье. Будучи юношей, вступил в ряды Красной армии, мужественно сражался в период Гражданской войны. В 1929 году он последовательно оканчивает сначала Ленинградскую Военно-техническую академию имени Дзержинского, а затем — Казанскую танковую школу. С 1931 года Семен Александрович откомандирован в распоряжение Управления механизации и моторизации РККА — УММ РККА. Данная организация напрямую занималась оснащением Красной армии передовой боевой техникой, и в первую очередь танками. Семен Гинзбург работал на нескольких заводах на различных руководящих и конструкторских должностях. При его непосредственном участии и под его руководством в период с 1933 по 1938 годы были разработаны и запущены в производство танки Т-26, Т-28, Т-35.

Легкие Т-26 и средние Т-28 наряду с быстроходными танками БТ составили основу наших бронетанковых войск в предвоенный период.

Средние танки Т-28 достаточно неплохо проявили себя в зимней войне с белофиннами, когда применялись грамотно, с поддержкой пехоты и артиллерии и с учетом сложившейся боевой обстановки. Они же вместе с БТ и Т-26 приняли на себя первый и самый страшный удар 22 июня 1941 года. Новых Т-34 и КВ тогда еще не было в войсках в достаточных количествах, и личный состав не успел их изучить и освоить.

Гинзбург принимал участие в разработке целой серии опытных танков, таких как: Т-33, Т-29, Т-46, Т-100. Перед самой войной при его участии был создан легкий танк Т-50. Эту машину многие специалисты считают одним из лучших легких танков Второй мировой войны, но, к сожалению, запустить ее в массовое производство перед войной не успели. В 1941 году Семен Александрович Гинзбург стал заместителем начальника отдела в Наркомате танковой промышленности. В суровые военные годы он проявил себя на поприще создания САУ — самоходных артиллерийских установок. По этому классу боевых машин Красная армия в первый период Великой Отечественной отставала от вермахта. Работой в том числе и Гинзбурга это отставание было ликвидировано. Именно Гинзбург подготовил технические требования по установке 152-мм пушки-гаубицы на базу танка КВ и отстоял их в Наркомате танковой промышленности и Главном артиллерийском управлении (ГАУ) РККА. Поэтому к тяжелой СУ-152, известной также как «Зверобой», Семен Александрович имеет самое непосредственное отношение. Здесь стоит напомнить, что именно СУ-152 летом 1943-го стала первым эффективным противоядием от фашистского бронированного «зверинца», состоявшего из «Тигров», «Фердинандов» и «Пантер».

t-28.20498.jpg
Экранированные танки Т-28 проходят по Красной площади во время парада 7 ноября 1940 года. Фото из книги Коломиец М.В., Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина – М.: Яуза

Также Семен Гинзбург руководил работами по созданию легкой самоходки СУ-76, и именно здесь судьба сыграла с ним злую шутку. Первые самоходки были еще сырыми и имели множество дефектов, как, собственно, и бывает с каждым новым образцом любой техники. Конструктор был отправлен на фронт приказом наркома танковой промышленности, а когда началось разбирательство в верхах по ситуации с СУ-76 и последовал приказ нового наркома (старый был снят с должности) о немедленном отзыве Гинзбурга с фронта, было уже поздно — военный инженер-полковник Семен Александрович Гинзбург погиб 3 августа 1943 года при авианалете противника на Курской дуге.

Михаил Кошкин. Создатель легенды

Koshkin_MI.jpg Биография Михаила Ильича Кошкина, создателя легендарной «тридцатьчетверки» — яркое свидетельство эффективной работы социальных лифтов советского периода. Судите сами — за 41 год своей жизни он прошел путь от крестьянского мальчика из глухой деревни до начальника КБ танкостроения Харьковского завода имени Коминтерна. Кошкин с 10 лет работал кондитером, участвовал в Первой мировой войне, был ранен и демобилизован в 1917 году, а уже в следующем, 1918-м, вступил добровольцем в РККА. Михаил Ильич участвовал в героической обороне Царицына (сегодня это город-герой Волгоград) и именно там впервые увидел танки. Белогвардейцы при штурме города 30 июня 1919 года использовали целых 17 машин типа МкV и МкА. Собственно, это и явилось одной из основных причин взятия города, хотя при этом все танки кроме одного и были выведены из строя.

Появление бронированных, вооруженных машин на поле боя произвело огромное впечатление на Михаила Кошкина и предопределило его дальнейшую судьбу. Будучи направлен после Гражданской войны в Вятку на должность директора кондитерской фабрики, он пишет письмо лично Сергею Кирову с просьбой дать ему возможность получить инженерное образование. Инженеры были очень нужны молодой республике, и Кошкина отправляют на учебу в Ленинградский политехнический институт. По окончании учебы Михаил Ильич осуществляет свою мечту — стать конструктором танков — и добивается назначения в КБ Ленинградского завода имени Кирова, которое занималось танкостроением. Первый опыт Кошкин получает здесь, работая над машинами Т-29 и Т-46.

Осенью 1936 года Михаил Кошкин получает назначение на Харьковский завод, который занимался выпуском быстроходных танков БТ. Ситуация складывалась более чем серьезная. Война в Испании, военный конфликт на Халхин-Голе со всей очевидностью показали, что танки с противопульным и противоосколочным бронированием на поле боя становятся легкой добычей противотанковой артиллерии противника. Основные наши танки Т-26, БТ-5 и БТ-7 уже не соответствовали современным реалиям на поле боя. Красной армии срочно требовался новый танк. И Михаил Кошкин вместе с коллективом КБ взялся за его создание.

Первоначально, по аналогии с БТ, было решено делать колесно-гусеничный танк, он получил обозначение А-20, но Михаил Ильич смотрел далеко вперед и понимал, что наибольшие выгоды принесет создание именно гусеничной боевой машины. В этом случае танк будет иметь запас по массе, который всегда можно будет использовать либо для усиления бронирования, либо для установки более мощного вооружения. Так, в инициативном порядке в КБ был начат проект А-32, который затем превратился в легендарный Т-34, лучший средний танк Второй мировой войны.

27-OTBrig__1944_author-O_Knorring.jpg
Танки Т-34 27-й отдельной гвардейской танковой бригады с десантом на броне во время подготовки к Ясско-Кишиневской операции. Фото: Олег Кнорринг

Путь к признанию новой боевой машины не был усыпан розами. Тяжелейшим испытанием для танка стал пробег опытных машин из Харькова в Москву, и эту проверку новая техника успешно выдержала. Вместе с танками в пробеге участвовал и сам конструктор, бывало, что он сам садился за рычаги управления и вел новую машину. На показе опытных танков руководитель страны Иосиф Виссарионович Сталин произнес пророческую фразу: «Это будет ласточка в наших танковых войсках!»

Новый танк был принят на вооружение, готовить его массовое производство начали сразу на нескольких заводах, но Михаилу Ильичу не суждено было увидеть триумф своей машины на поле боя. Сильно простудившись в период марша, Михаил Ильич тяжело заболел, и 26 сентября 1940 года его не стало. Но безвременно уйдя из жизни, он сделал главное дело всей жизни — создал и оставил своей стране, своей Родине, великолепную, лучшую в мире боевую машину — средний танк Т-34.

Продолжение следует...

 

Ссылка на первоисточник
наверх