Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация
64 года назад, 12 апреля 1961 года, с космодрома Байконур в свой легендарный полет отправился Юрий Гагарин на корабле «Восток-1». Он провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю, открыв новую эру в истории человечества. В честь этого события через год 12 апреля стало официальным праздником — Днем космонавтики, а в мире — Международным днем полета человека в космос.
Космические достижения нашей страны стали возможны благодаря труду сотен предприятий, многие из которых сегодня входят в состав Ростеха. С первых шагов освоения космоса они создавали технологии и оборудование, участвовали в крупнейших научных и инженерных проектах, приближая нас к звездам, и сегодня продолжают поддерживать космическую отрасль.
Как удалось впервые получить телесвязь с космосом? Нужны ли в XXI веке ракеты-гиганты? Как авиация помогала космонавтике? Обо всем этом — в нашем специальном космическом дайджесте.
Куда полетят микроракеты
Фото: Роскосмос
В последние годы в космической отрасли наблюдается тенденция: крупные спутники постепенно уступают место компактным аппаратам микро- и нанокласса. Для их вывода на орбиту уже не требуются мощные ракеты-носители — достаточно сверхлегких, или, как их еще называют, микроракет, способных доставлять на орбиту грузы массой до 500 килограммов.
Этот сегмент стал одним из приоритетных направлений глобального развития космических технологий, и сегодня десятки стран стремятся занять лидирующие позиции в новой нише. Россия не остается в стороне от общемировых процессов, проводя разработку собственных сверхлегких ракет, ключевым элементом которых являются двигатели. Их созданием занимается конструкторское бюро самарского предприятия «ОДК-Кузнецов», входящего в состав Ростеха.
Создатель космовидения: к 100-летию Петра Брацлавца

Фото: Федерация космонавтики России
Сегодня история полета Юрия Гагарина хорошо известна широкой публике. Многие видели кадры хроники, но мало кто задумывался: как вообще удалось осуществить эту уникальную съемку? В начале 1960-х телевидение в СССР только набирало популярность, и телевизор в доме считался роскошью. И вдруг — видеокадры из космоса, с орбиты Земли.
Это стало возможным благодаря выдающемуся инженеру Петру Федоровичу Брацлавцу. Удивительно, но он родился почти в День космонавтики — 11 апреля. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.
Космическая «Технология»

Фото: Роскосмос
Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» имени А.Г. Ромашина — ведущее в нашей стране предприятие в области производства неметаллических материалов для ракетно-космической отрасли. Здесь разработано более 100 материалов и технологий производства изделий для космической техники. С изделиями «Технологии» в космос выведено более 70 аппаратов. Рассказываем о самых ярких страницах «космической» истории предприятия Ростеха.
Космический успех двигателя РД-107/108

Ракета «Союз» с двигателями РД-107 на стартовой площадке космодрома Байконур в Казахстане, фото Bill Ingalls / wikimedia.org
Некоторые образцы космической техники, созданные в 1950-х годах, используются до сих пор и продолжают составлять основу отечественной космонавтики. Например, двигатели РД-107/108 и их модификации с момента запуска Гагарина и по сегодняшний день поднимают в небо все отечественные ракеты «Союз». Серийный выпуск этих сверхнадежных двигателей налажен на самарском предприятии «ОДК-Кузнецов».
Одно небо на двоих: как авиация помогала космонавтике
Ан-225 с «Бураном» на Парижском авиашоу. Фото: Ralf Manteufel / wikipedia.org
Космическая отрасль, возникшая на стыке ракетостроения и авиации, исторически тесно связана с авиастроительной промышленностью. Гений теоретической космонавтики Константин Циолковский параллельно с созданием теории ракетного полета, опубликованной в 1903 году, разрабатывал воздухоплавательные аппараты. А «отцы» первых ракет Сергей Королев и Николай Тихонравов начинали как конструкторы аэропланов, да и сами первые ракеты были крылатыми, самолетного типа. О других примерах партнерства авиации и космонавтики — в нашем материале.
Космический «Ил»

Фото: НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина
Уникальные самолеты Ил-76МДК используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или Марсе — самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации. Рассказываем об истории создания этих необычных машин.
Космические тренажеры: репетиция полета на Земле

Фото: Роскосмос
Как будущий летчик готовится к своим первым полетам сначала на авиационных тренажерах, так и космонавтам приходится многие часы осваивать «звездную» технику на Земле. Специальные тренажеры позволяют полностью воспроизвести космический полет от старта до посадки.
На предприятиях, входящих в настоящее время в состав Ростеха, было создано большое количество тренировочной техники для подготовки космонавтов, в том числе и самый первый тренажер, на котором занимался Юрий Гагарин. О технических нюансах подготовки пилотов космических кораблей читайте в нашем материале.
Свежие комментарии