На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Ростех

137 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия
    Вперед, коллега!Профессии Ростеха...
  • Misha Glusch
    да, были люди в наше время...Ефим Хайдуров, ге...
  • Наталья Романенко
    У нас талантливый народ, главное цель и воля к победе и -  не вижу препятствийРостех создает ун...

Кузницы Победы: здесь создавали танки

Производство САУ СУ-152 «Зверобой» в цеху Челябинского Кировского завода, 1943 год. Фото: Жан Берланд

В годы Великой Отечественной войны промышленность Советского Союза оказалась перед беспрецедентным вызовом: в кратчайшие сроки требовалось наладить массовый выпуск вооружения и техники, обеспечить Красную армию всем необходимым для борьбы с врагом.

Особую роль в этом сыграли предприятия, входящие сегодня в состав Госкорпорации Ростех. Эти заводы, конструкторские бюро и научные центры стали основой оборонно-промышленного комплекса страны, работая на пределе возможностей и обеспечивая фронт современной техникой. 

В Год защитника Отечества и 80-летия Великой Победы рассказываем о том, как заводы эвакуировали вглубь Союза, как инженеры разрабатывали новые образцы вооружений в экстремальных условиях, а «солдаты тыла» трудились без сна и отдыха на благо страны. 

Сегодня речь пойдет о предприятиях концерна «Уралвагонзавод», во время войны зачастую вынужденных эвакуироваться и на новом месте в тяжелейших условиях и в кратчайшие сроки наладить выпуск танков и необходимого оборудования. 

Челябинский тракторный завод 

В годы Великой Отечественной войны Челябинский Кировский завод, как тогда назывался Челябинский тракторный завод, стал центром тяжелого танкостроения и выпустил десять модификаций тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок. 

Выпуск тяжелой бронетехники на предприятии освоили еще до войны. Так, первый экспериментальный тяжелый танк, получивший название «КВ» (Клим Ворошилов), был собран на Челябинском заводе 31 декабря 1940 года, а всего до начала Великой Отечественной здесь появилось 25 КВ-1. 

1745575830329.png
Фото: «Уралвагонзавод»

В начале войны на челябинскую землю были эвакуированы заводы из городов, оказавшихся в зоне боевых действий — Ленинграда, Харькова. Объединившись с ЧТЗ, они образовали промышленный гигант, благодаря которому город стал именоваться Танкоградом. Отныне работа завода полностью перешла на военные рельсы. 

«Война брони» побуждала челябинцев создавать все более совершенные машины, которые могли бы противостоять технике фашистской Германии. Конструкция танка КВ претерпела множество модификаций. Выпускались танки: КВ-1, КВ-8, КВ-1С, а 24 февраля 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны «Об изготовлении опытных образцов тяжелых танков ИС». Первые два танка типа «ИС» (Иосиф Сталин) были собраны весной 1943 года. После многочисленных испытаний с разными вариантами 85-мм пушек он был принят на вооружение 4 сентября 1943 года с уралмашевским орудием Д-5Т под названием ИС-85 (в дальнейшем ИС-1). Всего же здесь было произведено 13 393 единицы тяжелой техники. 

Омский завод транспортного машиностроения 

До войны омское предприятие специализировалась на восстановлении паровозов и называлось Омский паровозоремонтный завод. Осенью 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о его переходе со всеми наличными мощностями и работниками из Наркомата путей сообщения в Наркомат танковой промышленности. Вместе с ПВРЗ передавался также эвакуированный в Омск Ворошиловградский паровозостроительный завод. Приказом по Наркомтанкопрому заводу был присвоен номер «173». 

Изначально предполагалось, что предприятие уже в первом квартале 1942 года начнет выпуск танков Т-50, однако от этой затеи пришлось отказаться — никаких заделов узлов и деталей в Омске не было, как и возможности получить что-то по кооперации. 

745575649447.png
Фото: «Уралвагонзавод»

Таким образом, в начале 1942 года ГКО принял решение о переводе завода на выпуск танков Т-34 — сначала узлов и запасных частей, а потом и самих машин. Впрочем, работа завода не ограничилась выпуском только бронетанковой техники, предприятию довелось выполнить и работу почти по довоенной специальности: построить два бронепоезда, «Победа» и «За Родину», которые отправились на северо-запад страны и воевали под Ленинградом и в Карелии. 

Чуть позже, в марте того же года, в Омск на площадку завода № 173 из Чкалова (ныне — Оренбург) был переведен другой завод, Ленинградский государственный завод № 174 имени К.Е. Ворошилова — с целью создания комбината по производству средних танков Т-34. За объединенным заводом сохранялся прежний ленинградский номер — «174». 

За четыре военных года на заводе № 174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, причем преимущественно женщины и дети. 

Всего же с 1 июля 1941 года по 30 июня 1945 года всеми предприятиями танкопрома было произведено 75,3 тысячи танков и 22,5 тысячи самоходных артиллерийских установок. 

«Электромашина» 

Но не только танки выпускали предприятия Уралвагонзавода. Так, челябинское АО «НПО «Электромашина», появившееся в 1934 году и первоначально располагавшееся в Москве, занималось разработкой и производством специального электрооборудования для бронетехники и авиационной промышленности: здесь делали генераторы, стартеры, коммутационные устройства и т.д. В декабре 1939 года Завод электромашин, как тогда он назывался, был даже признан единственным и лучшим в разработке специального электрооборудования. 

1745575690096.png
Фото: «Уралвагонзавод»

В 1941 году с приближением немецко-фашистских захватчиков к Москве завод был вынужден эвакуироваться. Новым домом для него стал Челябинск. Первые эшелоны Завода электромашин с оборудованием и людьми прибыли сюда в октябре 1941 года. В Челябинске царила неразбериха — масштабы промышленной эвакуации оказались намного больше, чем ожидалось. «Когда мы приехали в Челябинск, — вспоминал главный конструктор Петр Сергеев, — оказалось, что помещение, которое нам отвели, уже занято. Мы с инженером Сагаловым [...] пошли к И.М. Зальцману, который руководил объединением трех заводов — Челябинского, Харьковского и Кировского. «Вы танки делаете, а мы электрооборудование. Если нам не поможете, то сами встанете». После этого заводу выделили гараж «Семьстрой», который впоследствии стал первым корпусом челябинского завода «Электромашина». 

Работая в неимоверно трудных условиях, заводчане всего через два месяца после эвакуации смогли выпустить первую продукцию: 22 декабря 1941 года первые стартеры, принятые заказчиком, были отправлены на ЧТЗ для комплектования танков.

 

Ссылка на первоисточник
наверх