Як-130. Фото: Dmitry Terekhov / wikimedia.org
Продолжение. Начало здесь.
Специализированные учебные и учебно-боевые реактивные самолеты
С переходом на реактивную технику остро встал вопрос обучения летного состава. Схема здесь была следующей. Первый этап — самолет первоначального обучения (поршневой Як-18).
Для второго этапа обучения требовался уже реактивный учебно-тренировочный самолет, после освоения которого курсант смог бы пересесть на «спарку», двухместный вариант боевого самолета. 
Як-30
В конце 1950-х ОКБ Яковлева разработало двухместный реактивный учебный самолет Як-30 (не путать с легким истребителем, имевшим такое же обозначение). Главный конструктор Александр Сергеевич Яковлев перед этим дважды обращался по инстанциям и вносил предложение о создании реактивного УТС. Як-30 показал великолепные летные данные, но оказался за бортом. Вмешалась политика. В руководстве страны тогда посчитали, что направление учебно-тренировочной авиации нужно отдать союзникам по Варшавскому договору, и в качестве учебно-тренировочного самолета был принят чехословацкий «Дельфин» Л-29. Советский Як-30 по большинству характеристик (тяговооруженности, маневренности, скорости, защищенности двигателя при взлете с грунта и т.д.) превосходил «Дельфина». Но техника в этот раз проиграла политике.
После «Дельфина» в первой половине 1970-х годов на вооружение поступил УТС «Альбатрос» Л-39. «Альбатрос», хотя и производился в тогдашней Чехословакии, оснащался двухконтурными двигателями АИ-25ТЛ советского производства. У «Дельфина» двигатели были чешские. Оба этих самолета могли применять вооружение: пулеметные и пушечные контейнеры, бомбы небольшого калибра, НУРСы. «Альбатрос» мог оснащаться и управляемыми ракетами с ТГС. На долгие годы чехословацкие «Дельфины» и «Альбатросы» стали «рабочими лошадками» наших летных училищ, отдельных аэроклубов и учебных авиационных центров.

УТС «Альбатрос» Л-39. Фото: Pavel Adzhigildaev / wikimedia.org
В годы, последовавшие за распадом Советского Союза, отдельные экземпляры этих самолетов использовались как легкие штурмовики в череде локальных конфликтов. К концу ХХ века появилась проблема с поддержанием в летном состоянии оставшегося парка самолетов Л-39. Положение усугубилось еще и тем, что страна-производитель «ушла» в Евросоюз и вступила в блок НАТО. В общем, российским Военно-воздушным силам потребовался свой собственный реактивный учебно-тренировочный самолет.
Отечественные УТС и УБС сегодня
В 1990 году, понимая необходимость в новом полностью отечественном УТС, главком ВВС Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов дал указание начать разработку новой учебной машины. Чуть позже появился и официальный документ на этот счет. Причем особо оговаривалось то, что требуется создать не просто самолет, а именно целый универсальный учебно-тренировочный комплекс (УТК) с возможностями боевого применения.
Основным требованием заказчика являлась возможность программирования характеристик устойчивости и управляемости нового авиационного комплекса. Это, в свою очередь, позволяло бы моделировать в небе поведение машин различных типов и классов — от легких маневренных истребителей до тяжелых перехватчиков и ракетоносцев. Военно-воздушные силы хотели получить универсальный УТК для обучения и подготовки летчиков всех родов авиации. Говоря образным языком, вместо «летающей парты» требовалось создать ни много ни мало, а настоящий «летающий университет». Еще одним важным условием было создание всего комплекса только на основе отечественных комплектующих.

Як-130
Первоначально это задание было выдано ОКБ имени А.И. Микояна (ныне — подразделение ОКБ ОТА Объединенной авиастроительной корпорации, входящей в состав Госкорпорации Ростех). Проект «миговцев» получил обозначение МиГ-АТ. Но уже буквально через год к созданию нового УТК подключилось ОКБ имени А.С. Яковлева (ныне это корпорация «Яковлев» в составе ОАК) с проектом Як-130. Также в конкурс были приглашены и участвовали фирмы «Сухой» и ЭМЗ имени Мясищева, но вскоре, согласно принятому решению, они выбыли из конкурса. Сам же этот конкурс был длителен, драматичен, проходил в непростое для страны время, и чтобы описать все его перипетии, не хватит и десятка подобных статей. В итоге на вооружение был принят Як-130.
Этот самолет действительно уникален, и стоит сказать о нем несколько слов. Двухместный реактивный УБС нового поколения оснащен цифровой программируемой электродистанционной системой управления (ЭДСУ). В зависимости от выбора режима работы ЭДСУ, Як-130 реагирует на действия курсанта ровно так, как это делает боевой самолет, на котором в будущем этому курсанту предстоит летать и служить. То есть самолет в воздухе должен уметь вести себя и как многофункциональный истребитель, и как фронтовой бомбардировщик, и как штурмовик. А для этого в первую очередь ему необходимы уникальные летно-пилотажные характеристики, которыми Як-130 обладает в полной мере. Самолет предназначен для обучения летчиков самолетов четвертого и пятого поколений, таких, как Су-30СМ, Су-34, Су-35, Су-25, МиГ-29СМТ, МиГ-35. В боевом качестве Як-130 может применяться как легкий ударный самолет, оснащенный управляемыми и неуправляемыми авиационными средствами поражения. Самолет уникален по совокупности своих характеристик и возможностей.
В 2010 году началось серийное производство нового самолета, Як-130 выпускается на Иркутском авиационном заводе ПАО «Яковлев», входящего в состав Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Помимо ВКС России, Як-130 состоит на вооружении ВВС Беларуси, Алжира, Бангладеш, Мьянмы, Лаоса и других стран. По данным на конец 2021 года, общий объем выпуска составил порядка 170 машин, из которых около 60 самолетов поставлены по экспортным заказам.
Учебно-боевой самолет Як-130 уверенно стал в крылатый строй ВКС Российской Федерации и продолжает совершенствоваться. Так, на Международном военно-техническом форуме «Армия-2024» «Яковлев» представил перспективную разработку — Як-130М. Основная идея самолета — расширение его боевых возможностей для повышения конкурентоспособности на внешнем рынке. Состав вооружения Як-130М существенно расширен по сравнению с базовым Як-130. В его состав войдут дополнительно новые ракеты класса «воздух-воздух» и высокоточные авиационные средства поражения класса «воздух-земля» со спутниковыми и лазерными системами наведения. В состав бортового оборудования Як-130М вводятся системы, которые повысят его возможности. Это бортовая радиолокационная станция БРЛС-130Р, оптико-лазерная система СОЛТ-130К, бортовой комплекс обороны «Президент-С130», комплекс связи КСС-130. Новые системы повысят боевые возможности машины при выполнении как учебных, так и боевых задач, в дневное и ночное время, в простых и сложных метеоусловиях. По мнению заместителя генерального директора Ростеха Владимира Артякова, самолет Як-130М станет полноценным легким истребителем, сохраняя при этом свои уникальные учебные функции.

Як-130М
В настоящее время над созданием нового учебно-тренировочного авиационного комплекса для подготовки летчиков работают и специалисты ОКБ им. А.И. Микояна. Главным элементом системы станет однодвигательный самолет МиГ-УТС. Однодвигательная схема позволит новому учебному МиГу стать более доступным по цене и недорогим в эксплуатации. Создается максимально дешевый, максимально простой в эксплуатации — и в пилотировании, и в обслуживании — однодвигательный самолет, который полностью соответствует требованиям, предъявляемым к этапу основной подготовки.
Для ускорения работ и сокращения расходов конструкторы максимально используют в новом проекте научно-технический задел, созданный в ОКБ при работе над проектом учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки МиГ-АТ. Для будущей машины уже выбрана силовая установка. На новом МиГе будет установлен двигатель АИ-222-25, серийно выпускающийся на производственном комплексе «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха.
Свежие комментарии