Ростех

122 подписчика

Свежие комментарии

  • сергей фролов
    А что раньше никак нельзя было этого сделать? Однозначно торчат уши тех кто этому препятствовал. Назовите фамилии.Ростех создал кре...

Профессии Ростеха: инженер-конструктор по аэродинамическому проектированию

Профессии Ростеха: инженер-конструктор по аэродинамическому проектированию

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и других специальностях.

Герой сегодняшнего выпуска – инженер-конструктор по аэродинамическому проектированию. О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Александр Шульжицкий, инженер-конструктор 1 категории проектно-конструкторского центра «Аэродинамика» ПАО «Туполев» Объединенной авиастроительной корпорации, лауреат конкурса «Инженер года-2021» в номинации «Инженерное искусство молодых».


− Александр, почему вы выбрали специальность инженера-конструктора? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?

− Я выбрал специальность, связанную с динамикой полета, а также устойчивостью и управляемостью летательных аппаратов (ЛА), потому что она тесно связана с алгоритмами системы управления полетом самолетов, разработкой которых мне хотелось заниматься. Составление математических моделей мне очень полюбилось еще во времена обучения в институте.

Так вышло, что в то время как подавляющее большинство моих коллег выбрало свою специальность еще при поступлении в институт и далее шли работать по ней, мне пришлось выбирать ее уже в процессе работы на «Туполеве».

Я окончил МГТУ им. Баумана по специальности «Гидравлика, гидроприводы и гидропневмоавтоматика», на пятом курсе попал на практику в подразделение «Силовые установки» ПАО «Туполев». Проработав там два года и занимаясь в основном оцифровкой конструкторской документации в части механической проводки системы управления двигателями самолета, понял, что оцифровка отлично подходит студентам на самом начальном этапе их работы, но для дальнейшего развития конструкторских навыков требуется переход на новый уровень, с новыми, более сложными задачами. В то время многие мои ровесники уходили с нашего предприятия, я же решил остаться, но при этом кардинально сменить специальность в сторону расчетных работ, математического моделирования и разработки законов управления движением ЛА.

Если идти работать в отдел устойчивости и управляемости ПКЦ «Аэродинамика», не меняя специальность в процессе работы, как это сделал я, кафедра ИУ-1 «Системы автоматического управления» МГТУ им. Баумана и кафедра 106 «Динамика и управления летательных аппаратов» МАИ идеально подходят в качестве высшего образования.

− Какие знания и опыт нужны в вашей работе? Какие навыки и умения самые важные?

− Важнее всего, на мой взгляд, знание динамики пространственного движения ЛА, понимание как и какие действуют на него силы в процессе того или иного маневра. Также неплохо бы разбираться в структуре системы управления и работе замкнутого контура «летчик − система управления − самолет».

Также считаю, что умение программировать не только на языке Matlab, но и на C/C++/C# существенно расширяет возможности для решения поставленных задач.

− С каким оборудованием вы работаете? Как проходит ваша работа?

− В последнее время я занимаюсь устранением замечаний в части устойчивости и управляемости, выявленных в ходе летных испытаний самолетов. После получения задания на устранение замечания, мы находим полет, где оно произошло, в программе MiniMax смотрим запись параметров данного полета в интересующий нас момент времени. В Matlab строим математическую модель объекта или того участка системы управления, где был выявлен дефект в устойчивости или управляемости. Исходные данные для этой модели берем из этого полета. Затем запускаем процесс верификации модели для того, чтобы данные, которые мы получим, на выходе совпадали с летными испытаниями, т.е. чтобы математическая модель была как можно более точной.

Далее с ее помощью исследуем, как доработать алгоритмы штурвального управления так, чтобы устранить выявленное замечание. Найдя решение, проверяем его на всех остальных режимах полета самолета. После выпускаем технический отчет, в котором указываем, какую именно доработку и почему нужно ввести в системе управления самолетом.

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

− Одним из самых больших профессиональных достижений, пожалуй, была моя прошлогодняя работа по созданию математической модели движения самолета по земле с учетом различных состояний взлетно-посадочной полосы (ВПП) и бокового ветра.

В результате расчетов мне удалось разработать и отладить программный комплекс, позволяющий:

  • моделировать руление, прерванный и продолженный взлет, а также посадку во всем эксплуатационном диапазоне масс и центровок для любого состояния ВПП;

  • проводить работы, связанные с отказобезопасностью системы управления, двигателей, тормозной системы, системы антиюзовой автоматики, системы управления механизацией крыла и других важных систем самолета;

  • проводить настройку и отладку системы управления;

  • проводить идентификацию аэродинамических характеристик самолета по летным испытаниям;

  • определять частотные характеристики замкнутого (и при необходимости разомкнутого) контура «летчик − система управления − самолет», а также запасов устойчивости на разбеге и при посадке. 

Путем замены исходных данных по аэродинамическим характеристикам, высотно-скоростным характеристикам двигателей и системам разработанный программный комплекс можно использовать для решения указанных выше задач для любых самолетов.

Благодаря этой работе я стал лауреатом XXII Всероссийского конкурса «Инженер года-2021» в номинации «Инженерное искусство молодых», а также обладателем первого места в «Расчетной секции» и Гран-при внутреннего научно-технического конкурса ПАО «Туполев».

− Ваши дальнейшие планы?

− На самом деле планов много. К примеру, создать универсальный программный комплекс, на котором можно было бы моделировать абсолютно любой этап и ситуацию в полете, включая взлет, посадку, сваливание, штопор и т.д. Есть идея подключить к этому комплексу 3D-модель механической проводки в программе NX для более точной имитации работы системы управления самолетом.

Также хочу освоить динамику работы и разработку математических моделей двигателей самолетов. По моему мнению, устойчивость и управляемость самолетов нельзя рассматривать отдельно от динамики работы двигателя, а также вопросов, связанных с устойчивостью его работы.

В прошлом году было желание получить второе высшее образование по данному направлению, но, к сожалению, ни в МАИ, ни в МГТУ им. Баумана, ни в МФТИ и даже в МГУ программы второго высшего образования по теории авиационных газотурбинных двигателей не предусмотрено. Хотел сходить на курсы повышения квалификации в МАИ по данному направлению, но не набралось нужного количества человек.

− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

− Я считаю, что в перспективе необходимо стремиться к созданию системы управления самолетом на базе искусственного интеллекта, с возможностью его самообучения в процессе проведения летных испытаний и доводки опытного образца. Если таким образом научить самолет безопасно самостоятельно летать, можно спроектировать гражданский, полностью беспилотный самолет, управлять которым на всех этапах полета будет искусственный интеллект.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх